Дизайнер МАЙКЛ АНАСТАСИАДИС
Майкл Анастасиадис и созданные им светильники для Flos © Flos

Майкл Анастасиадис известен прежде всего как создатель светильников, которые безупречной простотой форм напоминают арт-объекты, а совершенством технологий – самые современные гаджеты. Грек-киприот по происхождению, Анастасиадис родился в 1967 году, учился в Лондоне: сначала на инженера в Лондонском Имперском колледже науки, технологии и медицины, затем на промышленного дизайнера в Королевском колледже искусств. В 1994 году в столице Великобритании он открыл собственную дизайн-студию, а в 2007-м основал бренд Michael Anastassiades, специализирующийся на дизайне освещения. В январе 2020 года на парижской выставке Maison & Objet Майкл получил почетный титул «Дизайнер года».

Дизайнер МАЙКЛ АНАСТАСИАДИС
Инсталляция «Double Dream of Spring» для Herman Miller © Ben Anders

Выставка Maison & Objet занимает в карьере Майкла Анастасиадиса особое место: именно на ней в 2007 году он впервые представил продукцию своего только появившегося бренда. За прошедшие 13 лет он получил мировую известность и статус культового светодизайнера с неповторимым стилем. Объекты Анастасиадиса можно безошибочно узнать по характерной геометричности: его любимые фигуры, как нетрудно догадаться, – сфера, прямая линия и круг. С их помощью он создает предметы, напоминающие кинетические скульптуры Александра Колдера: они интригуют своей неопределенностью, баланс составляющих их элементов, кажется, может нарушиться в любую секунду. Кажущаяся простота его дизайна – результат скрупулезной работы, причем не только ума, но и души. Ведь, по мнению Анастасиадиса, миссия дизайнера – выстраивать особые взаимоотношения между людьми и вещами.

Впрочем, деятельность Майкла не ограничивается светильниками. Образование инженера и промышленного дизайнера позволило ему экспериментировать в самых разных областях: к примеру, для B&B Italia, Herman Miller и Cassina он создал коллекции мебели, для стекольной мануфактуры Lobmeyr придумал дизайн бокалов, для Bang & Olufsen спроектировал динамики, для Музея Виктории и Альберта – фонтан с питьевой водой. В ноябре 2018 года лондонскую улицу Минт-стрит в боро Саутуарк украсила инсталляция Анастасиадиса: из фрагментов мрамора, которые остаются после стройки и обычно выбрасываются за ненадобностью, он выложил дорожку, похожую на пестрый ковер. «Мне показалось, что розовый португальский мрамор будет прекрасно смотреться посреди Минт-стрит, – объясняет Майкл, – и я представил себе тропу из него, которая соединит жилой район с парком». Кроме того, объекты Майкла Анастасиадиса можно увидеть в постоянных экспозициях Нью-Йоркского Музея современного искусства (МоМА), Чикагского института искусств, Музея прикладного искусства Вены, центра современного искусства FRAC в Орлеане.

«Чтобы создать свет, сначала нужно объять тьму, – философски замечает дизайнер. – Я не вижу никакой необходимости искусственно превращать ночь в день». Разрабатывая дизайн светильника, Майкл всегда держит в голове факт, что 80% времени тот будет выключен, и поэтому прежде всего внимательно изучает интерьер. Он считает, что лампа не изолированный предмет, она должна гармонично вписываться в окружающее пространство. «Свет – это еще и источник тепла, раньше эту функцию в доме выполнял огонь, чье мерцание меня так вдохновляет», – добавляет он.

Анастасиадис вспоминает, что магия света завораживала его с самого детства. Он мечтал стать светодизайнером, но был уверен, что ни одна фирма не примет его на работу прежде, чем он сделает себе имя. Поэтому он решил самостоятельно заняться разработкой и выпуском светильников. Независимость от работодателя, во-первых, давала шанс проверить границы своих возможностей, а во-вторых, избавляла от необходимости идти на компромиссы. Когда всемирно известный бренд Flos предложил Анастасиадису сотрудничество, он уже имел достаточно опыта и был готов обогатить его. По признанию Майкла, он не ожидал, что ему дадут карт-бланш и позволят свободно экспериментировать с техникой, которую сам себе он тогда позволить не мог. В результате в выигрыше оказались и компания, и дизайнер: первая получила нестандартные проекты, второй – бесценные навыки.

Майкл одержим поиском сути вещей, в работе он старается достичь максимальной простоты. «Но чтобы предмет выглядел простым, требуется очень много усилий», – повторяет он. Это стремление к простоте порождает любопытство, а оно, в свою очередь, подталкивает к активному участию и взаимодействию – ключевым понятиям для Анастасиадиса. Наглядный пример – фонтан с питьевой водой «The Fleet Drinking». Нам непонятен принцип его работы – и он надолго притягивает к себе внимание, превращаясь из утилитарного объекта, возле которого надолго не задерживаются, в объект-загадку, которую хочется разгадать.

Устойчивость в дизайне – еще один важный аспект для Майкла. Он убежден, что люди должны окружать себя предметами, которые прослужат долго, и поэтому работает только с качественными материалами.

Посетители январской сессии выставки Maison & Objet, на которой Майкл Анастасиадис был назван «Дизайнером года», имели уникальный шанс увидеть все 16 светильников «Mobile Chandeliers», впервые собранные в одном месте. В темной комнате светильники, которые приводили в движение специальные двигатели, перемещались, как планеты в космосе, демонстрируя виртуозное умение дизайнера объединять свет и тьму.

Текст: Анна Пашина

Фото предоставлены пресс-службой Maison & Objet

ELITE Interior, # 2/157 февраль 2020