Константин Худяков, президент ТСХРКонстантин Худяков, президент Творческого союза художников России, вице-президент Российской академии художеств, заслуженный художник России. ТСХР – общероссийская общественная организация, объединяющая около пятнадцати тысяч профессиональных художников по всей России. Союз проводит выставки, издает каталоги и книги по искусству, проводит занятия и мастер-классы по живописи, рисунку и скульптуре для профессионалов и любителей, организует конференции, симпозиумы, благотворительные мероприятия, реализует масштабные международные проекты с участием художников и кураторов из разных стран. В интервью журналу ELITE Interior Константин Худяков рассказал о работе ТСХР, структуре Союза и новых проектах. 

Константин Васильевич, насколько сейчас актуальна деятельность художественных союзов, зачем художникам членство в подобных организациях?

Вступая в ТСХР, художник становится частью огромного творческого комьюнити: наш Союз включает в себя более 15 тысяч человек, более 50 региональных отделений по всей России – от Калининграда до Благовещенска. Каждый год при финансовой поддержке Минкультуры России и Российского фонда культуры мы проводим крупные общероссийские и международные проекты, к которым издаются великолепные монографии (каталоги), не имеющие аналогов ни в одном другом союзе.

Также в 2015 году мы запустили Экспериментальные творческие мастерские ТСХР и Поволжского отделения РАХ. Экспертная комиссия проводит отбор творческих проектов, на реализацию которых Союз выделяет финансирование. Таким образом, художник может предложить собственный проект либо присоединиться к уже существующим.

Кроме этого, каждая наша секция формирует на год свой план выставок, в которых также можно принимать участие.

Помещение Творческого союза художников России располагает небольшим, но достойным залом, прямо напротив Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Мы бесплатно предоставляем его в пользование членам Союза для проведения персональных, коллективных, юбилейных, тематических или аукционных выставок. Из-за пандемии его работа была приостановлена, но мы планируем вновь его открыть.

До недавнего времени члены всех художественных союзов имели право бесплатного прохода на музейные экспозиции и выставки. К сожалению, в связи с распространением коронавирусной инфекции посещение музеев заметно снизилось, и Минкультуры приняло решение  о временной отмене данной преференции. Но мы будем всячески содействовать возвращению художникам положенных им льгот.

К тому же стать заслуженным художником России или же для начала получить грамоту за вклад в отечественную культуру можно только будучи в творческом союзе.

Константин Худяков, президент ТСХР
Презентация выставочного проекта «Световая и фарфоровая природа женщины» Константина, Марины и Александры Худяковых в Российской академии художеств, 2020 г.

Расскажите поподробнее об экспериментальных творческих мастерских ТСХР и Поволжского отделения Российской Академии Художеств (ПО РАХ) – что это за проекты и чем они полезны художникам?

Это коллективные проекты, куратор, автор или группа кураторов разрабатывают концепцию проекта, составляют заявку и отправляют ее в ТСХР. Ежегодно Экспертный совет определяет от 15 до 30 проектов, для реализации которых выделяется государственная стипендия. Мы запустили этот проект для широкого привлечения региональных и столичных художников различных направлений и жанров для актуализации разных художественных практик.

Каждый год в проектах творческих мастерских принимают участие порядка 200-300 художников. В этом году у нас получится поддержать около 30 проектов. Они будут абсолютно разной направленности, около 15 из них являются региональными.

И принять участие может любой художник или куратор?

Конечно! Только при подаче заявки необходимо учитывать, что участники должны быть членами Творческого союза художников России.

А какие наиболее успешные и удачные проекты экспериментальных творческих мастерских (ЭТМ) можно выделить?

У нас много интересных проектов реализуется в рамках ЭТМ, но из недавних – это российско-американская выставка «Самое время снова запустить быструю коричневую лису… не так ли?», прошедшая во Всероссийском музее декоративного искусства. На ней было представлено 15 проектов из России и 15 проектов из США. Думаю, такое сотрудничество в области культуры необходимо для разных стран и способствует развитию арт-сообщества как единого пространства.

Константин Худяков, президент ТСХР
На открытии выставки «Самое время снова запустить быструю коричневую лису… не так ли?», 2022 г.

Также в Инновационном культурном центре в Калуге в феврале проходила выставка «Кукловодство», этот проект был реализован секцией «Художественная кукла», которая из года в год доказывает свой высокий художественный уровень.

Вы упоминали, что в Союзе есть секции и региональные отделения. Расскажите, пожалуйста, подробнее о структуре ТСХР.

Да, у нас очень разноплановые секции, сейчас их 15 и плюс еще 13 подсекций. Это и такие классические, как живопись, графика, декоративное искусство, искусствоведение, религиозное искусство, арт-фото, дизайн. Но также у нас присутствуют: секция новейших течений, гендерная секция, художественная кукла, мультимедиа-арт, стрит-арт, архитектурный дизайн, абстрактное и интуитивное искусство. Мы разносторонний Союз – у нас очень много направлений деятельности.

Секция «Живопись» – костяк нашего Союза, самая большая и многочисленная. Одна из ярких секций – «Арт-фото», которая создает интереснейшие проекты. Секция «Новейшие течения», надо отдать ей должное, создает честь и славу нашему Союзу в левом современном искусстве, которое очень сложное и капризное, и ни один союз художников сейчас не может похвастаться тем, что у них есть подобного рода отделение, ориентированное на молодежь и такое искусство. У секции «Дизайн» очень активная гражданская позиция, они ведут постоянную работу с новыми членами ТСХР, вовлекая их в жизнь Союза. Секция «Художественная кукла» каждый год проводит 5-6 резонансных выставок, сопровождающихся замечательными каталогами. Наверное, самая экзотическая из всех секций, это «Гендерная», но мы гордимся тем, что мы такие разнообразные. Они делают очень качественные альбомы и выставки, организованные в престижных выставочных залах. Не могу не выделить «Абстрактную» секцию, которая показывает ровное профессиональное качество всех своих проектов и высший уровень мастерства.

Нам удалось за последние несколько лет полностью реформировать свою работу благодаря поддержке Министерства культуры России. Наряду с традиционными секциями у нас действуют междисциплинарные творческие объединения, ориентированные, в основном, на молодое поколение. Это очень важно, потому что сейчас время синтеза различных видов и жанров искусства, любой проект требует видового и жанрового разнообразия, поэтому мы идем по пути создания творческих объединений. Например, у нас есть объединение «Красный октябрь», которое создало Мультимедийный музей – галерею при Мосфильме.

Ежегодно большое количество талантливой молодежи заканчивает художественные учебные заведения, в том числе и в регионах страны, и Союз старается помочь им построить карьеру. С этого года у нас появилось новое творческое объединение «DA ART STUDIO», по сути являющееся учебно-практическим курсом для молодых художников. Наверное, это первая подобного рода творческая студия, предоставляющая возможность художникам из Москвы и других городов пройти обучение под руководством признанных мастеров.

Важное направление работы – поддержка и развитие сети наших региональных организаций. У нас замечательная концентрация культурных событий в Москве и чудовищная пропасть в провинции. Мы должны стремиться к децентрализации, чтобы везде была полноценная жизнь, чтобы художники чувствовали себя нужными и самодостаточными. В регионах может рождаться яркое, нестандартное, не подверженное штампам искусство, но для этого необходимо создавать условия, что мы и пытаемся делать при поддержке наших региональных организаций и крупных общероссийских проектов.

Вы говорили о проектах, осуществляемых при финансовой поддержке Минкультуры России и Российского фонда культуры…

В этом году у нас запланировано три масштабных проекта: «Красные ворота/Против течения» и «Живописная Россия» при поддержке Российского фонда культуры, а также «АРТ-Мастерская XXI» при поддержке Минкультуры России. Объединяет их формат: это передвижные выставки, они путешествуют по нескольким городам России. В остальном все эти проекты очень разные.

Константин Худяков, президент ТСХР
На открытии выставки-конкурса «Красные ворота/Против течения» в залах Московского союза художников, 2020 г.

Например, «Живописная Россия» и «АРТ-Мастерская XXI» ориентированы на молодое поколение, всем участникам будет до 35 лет. Что же касается проекта «Красные ворота/Против течения», то в соответствии с концепцией он проводится один раз в два года, и в этом году это уже будет седьмая межрегиональная академическая выставка-конкурс и издание пятого тома арт-энциклопедии. Также предполагается определение победителей в каждой из тематических номинаций, которых в этом году десять.

Фото предоставлены пресс-службой ТСХР

Читайте интервью в #166 март/апрель 2022