Арсений Штейнер, куратор выставочных проектов ТСХР
Арсений Штейнер, вице-президент по информационным технологиям, куратор выставочных проектов ТСХР. Фото: Олег Тимирзянов

Вице-президент по информационным технологиям, куратор выставочных проектов ТСХР Арсений Штейнер – о Творческом союзе художников России и его выставочных и образовательных программах, молодых художниках и прикладном смысле современного искусства.

Изобразительное искусство, что бы ни писали в пресс-релизах о «художниках, переосмысляющих действительность», всегда служило оформительским целям. Это в равной мере относится и к современному искусству, и к искусству «традиционному», которое в свое время, не будем забывать об этом, также считалось «современным». Не имеет принципиального значения, создавался конкретный предмет искусства ради оформления храма или линии Партии, металлургического комбината или богатого дома – по-настоящему важна лишь его творческая состоятельность. Только по этой причине предметы неведомых африканских культов, попавшие на выставку в Париже в конце позапрошлого века, так поразили тогдашних современных художников, что следы этого влияния мы видим в живописи до сих пор…

Арсений Штейнер, куратор выставочных проектов ТСХР
Выставка «Вокруг квадрата. Еще один вариант освобождения», 2015

Существуют два основных пути взаимодействия с искусством: путь коллекционера, который собирает не столько изображения, сколько связанные с ними легенды, и путь свободного человека, который держит дома то, что ему искренне нравится сегодня.

Мир в новом тысячелетии меняется, оставляя безумный XX век навсегда, и пандемия, которой не видно конца, стократ ускорила эти перемены. Предмет искусства все еще материален (хотя это уже не обязательное условие), все так же требует таланта и мастерства, но обмен и обладание искусством становятся проще. В свое время сделал революцию холст, который за несколько дней или недель можно было перевезти в другой город, что было невозможно для фрески. Сегодня цифровой файл за мгновение передается в любую точку мира, он может быть напечатан на холсте, бумаге или 3D-принтере, воспроизведен на электронном носителе. Новые технологии изменяют и само искусство, и методы его распространения; модные последнюю пару лет NFT-технологии – лишь начало больших перемен, расцвет которых мы даже не можем предсказать.

Арсений Штейнер, куратор выставочных проектов ТСХР
Выставка «Актуальная Россия», 2018, Уфа

Но для обычного человека, который не гонится за прогрессом, а спокойно ждет, пока прогресс найдет его сам, по-прежнему остаются самыми актуальными традиционные форматы: графика, интерьерная живопись, мелкая пластика – с учетом, конечно, новых технологий авторского тиража.  Стоит только учитывать новые бытовые реалии: все меньше людей так крепко, как в прошлом веке, привязаны к постоянной работе, квартире, городу. Умные художники и разумные дилеры это понимают и, работая для потребителя, а не в непредсказуемую вечность, предпочитают формат не монументальный, но человеческий, а от уникального многодельного экземпляра нередко уходят к тиражной графике. Искусство для сверхлюдей осталось в прошлом – вместе с самими сверхлюдьми, так и не реализованной мечтой XX века…

А сегодня сам выставочный формат претерпевает кризис. Сколько за последние пару лет осталось нереализованных проектов, сколько прекрасных выставок вычеркнуто из планов музеев, даже не хочется считать. Много. Но еще печальнее, когда выставка открыта, но на нее может пройти, например, не более 50 человек в день. Такая ситуация исправится не скоро, и становятся актуальными другие экспозиционные форматы. Так, мы в Союзе снимаем фильмы о выставках специально для тех, кто не может посетить их лично, делаем виртуальные выставки и туры. А основные крупные проекты 2020-2021 годов приобрели мощный образовательный компонент. Например, проект «Живописная Россия» проводится уже шесть лет, и каждый год меняется его тема, но в 2021-м мы впервые посвятили его крупнейшим отечественным институтам, которые выпускают художников. Всего в проекте их 12, и это не только Москва/Питер: также участвуют учебные заведения Урала и Сибири. Работы ведущих преподавателей живописи этих вузов уже видели в музеях Саратова, Кирова, Ставрополя, Ижевска и в Москве. Конечно, выставки сопровождает программа творческих встреч. Для начинающих художников очень важно увидеть, кто и как будет их учить живописи. Так в теории. А что получится на практике – мы узнаем через несколько лет, когда к нам в Союз придут вступать молодые художники, выбравшие профессиональное образование после «Живописной России». Еще один образовательный проект, «АРТ-Мастерская XXI», устроен по-другому. Здесь важна не столько итоговая выставка, также проехавшая по нескольким городам, сколько сам учебный процесс в шести авторских творческих мастерских. Шестеро опытных художников, отобрав себе по 12-15 учеников младше 35 лет, работали с ними в течение нескольких месяцев, каждая мастерская над своей темой. И как результат – общая выставка, разнообразная и по-хорошему хулиганская, и видеофильм.

Арсений Штейнер, куратор выставочных проектов ТСХР
Экспозиция «Арт-Мастерская XXI», 2021, Коломна

Разумеется, ТСХР действует не только в Москве. У нас почти 50 региональных отделений, и это не считая городских. В разных регионах своя специфика, и всем в наше время не очень просто работается. Однако жизнь продолжается вопреки козням вирусов, и, например, только за последние месяцы наше Смоленское отделение при поддержке Фонда Президентских грантов подготовило и провело большую выставку архива Смоленского современного искусства 1980–2000 гг., Башкирское отделение на конкурсной основе собрало проект игрового фан-арта, Приморское отделение во Владивостоке сделало несколько детских конкурсов и выставок. Всего в Союзе состоят более 15 000 художников, и в последнее время приходит много активной молодежи – возможно, оттого, что мы не стареем, а меняемся со временем. А иногда даже его немного опережаем, ведь настоящее искусство не позволяет скучать. Скучное искусство – противоестественно.

Фото из архива ТСХР

Читайте материал в #165 декабрь/январь 2021/22