Важнейшим из искусств для нас является кино: ведь оно объединяет и воплощает на экране возможности сразу нескольких видов искусств – театрального. изобразительного, музыкального, литературного и дизайнерского! Экранным декорациям, безусловно, отводится особый смысл при создании художественных образов. «Интерьер в кино помогает зрителю проникнуть в творческий замысел режиссера», – делится с читателями ELITEInterior Мария Лемешева, редакционный директор журнала «КиноРепортер».

ИНТЕРЬЕР В КИНО

Мария, когда вы смотрите фильм – обращаете внимание на интерьеры, в которых живут герои?
Конечно! Ведь интерьеры в кино – это не просто дизайнерская мебель. Это прежде всего способ раскрытия персонажа. Его характер и внутреннее состояние как бы закодированы в деталях одежды и в тех предметах, которые его окружают в кадре. Это отлично видно на примере замечательного нового фильма «Летучий корабль» Ильи Учителя. У сказочного царя сложный период в жизни: казна пуста, дочка не слушается, бояре смуту затеяли. Сам же он отчаянно надеется на перемены, которые вот-вот должны случиться, но пока не произошли. Все это отражается в интерьере дворца: в тронном зале вечный ремонт, часть стен в строительных лесах, всюду мусор. Внешний раздрай – визуализация раздрая внутреннего. То же можно сказать и о принцессе: хоть она и родилась во дворце, ее мечты связаны с простой сельской жизнью, поэтому в тронном зале неожиданно уютно смотрится стог сена.
А вот домик сестер Бабок-Ёжек резко контрастирует с дворцом: крошечный, тесный, темный… Но при этом его можно назвать «сказочным трансформером»: избушка многоступенчатая, то есть состоит из нескольких частей, и в момент эмоционального кризиса эти части начинают друг с другом взаимодействовать. Это визуальное воплощение взаимоотношений сестер, которые живут вместе, но далеко не всегда действуют в унисон. Тем не менее, бревенчатое строение не разваливается и не превращается в пять самостоятельных избушек. То же происходит и с бабушками: они спорят и ссорятся, но в момент опасности превращаются в единый летучий отряд.

Вы сказали «контрастирует»… Как часто метод контрастирования используется при создании интерьеров в кино?
Это распространенный прием. Метод сопоставления (противопоставления) можно увидеть практически в любом фильме, над которым работал одаренный художник-постановщик. Взять недавний «Дом Гуччи» Ридли Скотта. Здесь сталкиваются высокий модерн (утонченный, изысканный, внимательный к деталям) и постмодернизм, в котором все построено на сочетании несочетаемого. И если старшее поколение Гуччи отчаянно цепляется за первый стиль, то молодое предпочитает второй. Когда же наследники главы Дома начинают бороться за власть, стили смешиваются, но затем побеждает постмодерн.

ИНТЕРЬЕР В КИНО
«Дом Гуччи», реж. Ридли Скотт. 2021 год

То есть изменение стиля интерьеров в рамках одного фильма – опробованный и вполне дозволительный прием?
Даже больше: такие трансформации могут стать основой визуальной концепции всего проекта. Отличный пример: «Дом, в котором я живу» Льва Кулиджанова и Якова Сегеля — неспешный советский черно-белый шедевр. Действие начинается в 30-х: герои переезжают из ветхого жилья на Красной Пресне в новостройку. Старой квартиры мы не видим, но ее легко домыслить по образу тесного дворика на экране. Дальше в кадре огромная коммунальная квартира с пустыми стенами. Она похожа на чистый лист – как и будущая жизнь героев. Но после новоселья комнаты начинают приобретать индивидуальные черты под стать разным жильцам. Там, где живут счастливые мещане, забит каждый угол: здесь много горшков с цветами, винтажной мебели, узорчатый диван покрыт кружевными салфетками. Жилье геолога гораздо скромнее: внимание притягивает не роскошный стол с накрахмаленной скатертью и фарфором, а простецкий шкаф, забитый книгами. Но все комнаты напоены светом, воздухом – отражая общий настрой всех героев, несмотря на разные перипетии жизни.

Приемы такого рода наверняка встречаются и в киносказках.
Конечно. Один из любимейших моих фильмов в детстве – «Обыкновенное чудо» Марка Захарова. Художники создали для Волшебника и его жены уникальный дом: причудливый и очень милый, с большим количеством сказочных уголков и таинственных вещей. Когда же герои ссорятся, а Принцесса готовится умереть, «милота» на время исчезает, а вместе с ней исчезают и всякие волшебные безделушки: в кадре пустота и голые ветки. Возникает ощущение бесприютности: как будто внезапно ударили заморозки.
В психоделической сказке Ирины Поволоцкой «Аленький цветочек», почти забытой сегодня, этот прием прослеживается еще отчетливей. Огромный полутемный дворец отшельницы-ведьмы зарос сорняками: это царство плюща, а не человека. Красные цветы, которые то и дело возникают из сумерек (а потом снова в них исчезают), передают атмосферу опасности и тревоги. По мере развития действия беспокойство нарастает, переходя в настоящую панику: чудище, влюбившееся в Аленушку, вот-вот погибнет – и стены дворца окрашиваются в красный цвет (что – вот ведь неожиданность! – сближает «Аленький цветочек» с картинами Дэвида Линча).
Еще один яркий пример – сюрреалистический фильм «Пена дней» Мишеля Гондри. Его, конечно, сказкой не назовешь. Скорее это притча с большим количеством визуализированных метафор (хотя элементы сказки здесь тоже есть). Так вот: когда у героини в легких находят цветок нимфею, водяную лилию, мир вокруг другого героя начинает сужаться. Он оказывается буквально зажатым между стенами, которые стремительно сближаются – и это пронзительный образ внутренней катастрофы человека, раздавленного бедой. Это хорошо коррелируется с первоосновой сценария – фантастическим романом Бориса Виана (по этой книге поставлен фильм), где дом существует буквально как живой организм, каждый его квадратный метр отражает эмоции и настроения главных персонажей.

ИНТЕРЬЕР В КИНО
«Пена дней», реж. Мишель Гондри. 2013 год

Как часто при создании интерьеров художники-постановщики используют отсылку к живописи?
Довольно часто. Такие отсылки есть, даже в массовом кино. Давайте вспомним «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы. Когда семья собирается за столом, интерьер затемняется. Такой прием использовал Рембрандт в своих картинах. Много живописных аллюзий в лентах Андрея Тарковского. Так картины Питера Брейгеля-Старшего из серии «Времена года» можно увидеть на стенах библиотеки в «Солярисе». На тему «экфрасы» – цитирования одного произведения в другом – в принципе, можно говорить бесконечно.

Может ли интерьер быть частью стилистики определенного художника, элементом его творческого почерка? Да, почему нет? К примеру, классик мирового кино Карл Теодор Дрейер, снявший «Страсти Жанны д’Арк» и «День гнева», считался аскетом по отношению к визуальным эффектам: его черно-белые шедевры – это сплошная геометрия, бесконечный спор между вертикалями и горизонталями при почти полном отсутствии каких-либо деталей. Эта аскеза ощущается и в интерьерах: очень часто в его экранных комнатах нет вообще никаких предметов, только кресты на стенах. И этот минимализм действительно стал частью его творческого почерка.

ИНТЕРЬЕР В КИНО
«Отель «Гранд Будапешт»». реж. Уэс Андерсон. 2014 год

Уэс Андерсон – тоже фанат геометрии, хотя по многим параметрам он абсолютная противоположность Дрейеру. Его «Отель «Гранд Будапешт»» – это парад ярких цветов, которые корректируются в соответствии с определенным этапом. Внешние изменения, отражающие внутренние катаклизмы, а также цвета, статика кадра и его геометричность, – особенности фирменной эстетики режиссера.

Конечно, когда мы смотрим кино, над многими вещами мы не задумываемся. Но подсознание считывает важные детали интерьера и помогает зрителю проникнуть в творческий замысел режиссера на уровне чувств. 

Интервью Василия Скромникова