КАРИМ РАШИД: ДИЗАЙН ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ
Звезда мировой дизайн-сцены Карим Рашид в эксклюзивном интервью ELITE Interior размышляет о последствиях пандемии для мебельной индустрии, дает прогнозы, сообщает гипотезу о вирусе как предостережении человечеству, делится опытом самоизоляции и рассказывает о проектах, над которыми сейчас работает.

КАРИМ РАШИД: ДИЗАЙН ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ
Резиденция в жилом квартале Urbanico Realty Group, Вашингтон

Карим, по вашему мнению, повлияет ли пандемия на дизайн и если да, то каким образом?

Необходимость подталкивает к поиску инновационных решений. Изоляция дала нам возможность осознать, что окружающие нас предметы и место, которое мы называем домом, могут быть более комфортными, более вдохновляющими, более позитивными. И эта ситуация показывает, как дизайн и технологии влияют на мир и изменяют его. Я верю в то, что вынужденное длительное пребывание дома заставит людей понять, что на самом деле им нужно совсем немного. Мы также должны признать, что технологии способны дать нам лучший опыт, нежели аналоговые вещи, и

давайте уже оценим по достоинству красоту и бесконечный потенциал цифровой эпохи.

Количество аналоговых вещей вокруг нас должно сократиться, а вот их качество – повыситься. Производительность должна быть высокой, но вместе с тем продукция должна быть более устойчивой, то есть способной обеспечивать защиту здоровья людей и окружающей среды.

Архитектурные концепции от Карима Рашида

Каковы ваши ожидания и прогнозы: какие изменения ожидают нас в ближайшем будущем?

Изменения уже происходят, и их делают люди: меняют и перепрофилируют производственные возможности. Ведущие косметические компании выпускают санитайзеры для рук и специальные костюмы для врачей и медсестер, дизайнеры на 3D-принтерах создают защитные маски и проектируют двери, которые открываются и закрываются без помощи рук.

Несмотря на расстояния, которые нас разделяют, мы становимся сплоченнее и добрее друг к другу.

КАРИМ РАШИД: ДИЗАЙН ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ
Отель Prizeotel, Мюнхен. Photo: Eric Laignel

Как вы думаете, возможно ли избежать возникновения подобных катастроф в дальнейшем?

Наоборот, мы станем свидетелями многих других эпидемий и природных катаклизмов.

Я уверен, что все эти катастрофы происходят в результате саморазрушительной деятельности людей и являются посланием и предупреждением человечеству.

Мы загрязняем окружающую среду токсинами и вредными выбросами, засоряем моря пластиком и мусором, уничтожаем дождевые леса… Гиперпотребление, глобальное потепление, огромные озоновые дыры, генетически модифицированные продукты, вымирание видов, голод как следствие неравномерного распределения ресурсов, перенаселение, безответственное ведение сельского хозяйства – всё это наша реальность. Эпидемии, возникающие из-за инфекций, передающихся от животных человеку, должны заставить нас есть как можно меньше мяса, нужно отказаться от промышленного животноводства. С прекращением распространения коронавируса эпидемии на земле не исчезнут: они будут возникать снова и снова до тех пор, пока мы не изменим своего отношения к природе, пока не изменим поведение и культуру

Архитектурные концепции от Карима Рашида

Как текущая ситуация повлияла лично на вас, как изменила вашу повседневную жизнь и работу?

Я – оптимист по натуре и уверен, что дизайнеры – очень позитивное и не теряющее надежды сообщество.

У меня сейчас много новых проектов и клиентов, несмотря на кризис, и многие из них – итальянцы и корейцы. Люди понимают, что вирус – это не конец света и что Дизайн способен внести свой вклад в лучшее будущее.

Коллекция для ванных комнат, созданная Каримом Рашидом в коллаборации с Relax Design была представлена на выставке Cersaie 2019

Какой совет вы можете дать сейчас архитекторам и дизайнерам, на чем им стоит сфокусироваться?

Дизайнеры и архитекторы изменят взгляды людей на мир. На наших глазах совершается революция, которая буквально толкает нас в цифровую эпоху и заставляет оставить позади пережитки эпохи аналоговой. Как Баухаус, сместивший фокус на минимализм и улучшение условий проживания, был реакцией на излишний орнаментализм и избыточность Викторианской эпохи, так и мы сейчас должны полностью изменить нашу повседневность. Мои коллеги должны искать новые языки, новую семантику и новую эстетику, экспериментировать с новыми материалами и поведенческими подходами. При этом всегда нужно помнить, что вы работаете для Человека, – и не забывать, что в вашем продукте должны иметь место и эмоция, и юмор, и позитив, и энергичный настрой, что он должен быть прост в использовании, но создан в соответствии с последними технологическими достижениями.

КАРИМ РАШИД: ДИЗАЙН ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ
Модульная система Heartbeat. Созданный для облегчения разговора, Heartbeat (в переводе «сердцебиение») предлагает поделиться «от сердца к сердцу» с другими людьми

Когда пандемия, а вместе с ней самоизоляция закончатся, что вы сделаете в первую очередь?

Продолжу работу над проектами, которые сейчас вынужденно приостановлены. Обычно я по полгода провожу в поездках по миру, но, признаюсь, совсем не скучаю по этим перелетам.

Уверен, что впоследствии мы будем гораздо реже летать на самолетах и будем по максимуму использовать цифровые возможности,

то есть сократим потребление энергии и сможем таким образом спасти нашу планету. Честно говоря, я никогда не понимал, зачем нужно мое физическое присутствие на деловой встрече, которая длится всего несколько часов и на которую мне нужно мчаться через полмира. Пусть в небе будет меньше самолетов, давайте развивать локальные производство и фермы, и пусть мир живет медленнее.

Коллекция для сервировки стола Cortina, Nambe. Предметы коллекции выполнены из уникального сплава восьми металлов, по внешнему виду и качествам напоминающего серебро. Карим Рашид с 1992 года сотрудничает с компанией Nambe, производящей посуду ручной работы.

Карим, а над какими проектами вы сейчас работаете?

Как и у многих, работы у меня поубавилось. Я очень рад, что есть несколько активных проектов, но большинство приостановлены или отменены. Я проектирую три новых отеля, больницу в Израиле, несколько предметов мебели, бутылку для воды для одной корейской компании, и еще у меня сейчас несколько заказов на графику. Более 30 лет я работал в бешеном темпе и, признаться, сейчас наслаждаюсь неспешным ритмом. Понимаю, что это прозвучит дико во времена всеобщей нестабильности и тревоги, но мне нравятся воцарившаяся безмятежная тишина Нью-Йорка и тот факт, что многие из нас снизили темп своей жизни и проводят больше времени со своими любимыми, обнимают их. Что мы наконец перестали бесконечно покупать и потреблять, что мы можем задать самим себе вопрос о смысле существования и поразмышлять о наших истинных ценностях.

Мир определенно станет лучше, если мы все вместе создадим его заново.

 

КАРИМ РАШИД: ДИЗАЙН ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ
Photo: Nikola Blagojevic / Spektroom

Карим Рашид (род. в 1960, Каир) — один из самых известных, ярких и успешных современных дизайнеров. Его стиль узнается и запоминается с первого взгляда.

Что бы он ни проектировал: мебель, светильник, аксессуары, посуду, интерьер квартиры, отеля, ресторана или общественного пространства, — можно безошибочно определить: это создал Карим Рашид. Его работы включены в постоянные экспозиции Бруклинского музея, МоМА (Нью-Йорк) и Центра Помпиду (Париж).

Свою дизайн-студию он основал в 1992 году в Нью-Йорке, в этом городе он продолжает жить и работать. Источниками вдохновения он называет искусство, фэшн и музыку и мечтает стереть границу между материальным миром и виртуальной реальностью.

 

 

Интервью: Анна Пашина
Фото предоставлены пресс-службой Карима Рашида