Интервью с Владимиром Давыдовым, деканом факультета архитектуры РАЖВиЗ Ильи ГлазуноваЖурнал ELITE.Interior представляет развернутое интервью «без купюр» с Владимиром Давыдовым, деканом факультета архитектуры Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (краткая версия опубликована в номере за июнь-июль 2021 года).

«Сегодня в мире существует только одно учебное заведение, которое, по мнению многих деятелей культуры, как у нас, так и за рубежом, сохраняет традиции европейской и русской школы высокого реализма. Ибо без школы нет художника», – говорил Илья Сергеевич Глазунов, основатель и первый ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. И мы учим будущих архитекторов создавать архитектуру, как учили этому в прошлом.

Интервью с Владимиром Давыдовым, деканом факультета архитектуры РАЖВиЗ Ильи Глазунова
Владимир Давыдов, декан факультета архитектуры РАЖВиЗ Ильи Глазунова

Владимир, в вашем понимании, как архитектура развивается в наши дни?

Вот уже более двух тысяч лет, как все еще мало изученный, но, несомненно, всемирно известный, римский архитектор, известный нам как Витрувий, в стремлении прорекламировать свой профессионализм римскому императору, и написавший с этой целью свои знаменитые десять книг об архитектуре, дал по-прежнему актуальный и исчерпывающий ответ на вопрос, какими основными качествами должна обладать архитектура, сведя все ко всем известной триаде: польза, прочность, красота.

И как это ни странно, но за две тысячи лет в нашем архитектурном ремесле ничего серьезно не изменилось. Мы все так же в каждом проекте ищем ответы на эти три «задачи архитектуры». Но, разумеется, не следует вот так вот прямо, в лоб, понимать значения этих трех слов и искать ответы на «простые задачки». Дело в том, что если что-то и изменилось, то, возможно, широта толкования каждого их этих определений, особенно в современном контексте нашей профессии.

Польза в наши дни – это не только элементарная «полезность», это и так востребованная сегодня экологичность и «нулевое потребление энергии». «Польза»  – это еще и уместность в том или ином контексте, и в первую очередь, уместность в городе, т.к. именно с понимания уместности того или иного объекта архитектуры и его параметров и должно начинаться или тут же заканчиваться проектирование любого сооружения.

Перейдя к задаче о «прочности», мы должны понимать ее не только как элементарную устойчивость, но также и как безопасную эксплуатацию, правильное распределение «путей эвакуации», размещение санитарных узлов, систем вентиляции и прочее и тому подобное. Иначе в наши дни проект здания не будет согласован многочисленными надзорными инстанциями. Говоря совсем обыденно, в задаче о прочности ищется комплекс решений в различных сферах, которые позволят зданию существовать и приносить пользу как можно дольше, и в том числе, что неизбежно для всего сущего на земле, стареть красиво.

И вот наконец, как в любой сказке, а архитектура – это несомненно история человечества, т.е. сказание о нем, мы подходим к самой сложной задаче, задаче о «красоте».

Вопреки распространенному мнению, что красота – это субъективное представление, и у каждого оно свое, вынужден не согласиться. Красота – это объективная реальность, существующая в мире людей. Нечто, что не поддается описанию простыми формулами, хотя попытки и предпринимались в прошлом, да и сейчас продолжаются. Красота – это нечто, что мы неосознанно чувствуем и ищем в окружающем нас мире. И доказательством моих слов служит потребность, в том числе профессиональная, изучать историю «красоты» – ее зарождения, формирования, развития и увядания. Иначе говоря, если бы «красоты» не было, у нас бы не было необходимости что-либо и сохранять, будь то музыкальная мелодия, поэтический слог, живописный этюд и, конечно же, архитектурное сооружение.

Можно высказать дерзкое предположение, что архитектура – это и есть постоянный поиск абсолютной красоты, поиск гармонии бытия, а следовательно, архитектурное творчество. Творчество, направленное на возвращение человека к божественной, первозданной красоте и гармонии.

Именно о красоте как о самом заметном компоненте триады, написано большинство классических трудов теоретиков архитектуры, как эпохи возрождения, так и позднее. Не меньшее внимание ей уделяется и в наши дни. Правда, архитекторы XX века, да и начала XXI пытаются найти новые «пути» красоты в архитектуре, перебирая наперегонки всевозможные приемы и направления. Однако, мы вряд ли сможем сегодня сказать, что в архитектуре последних ста лет окончательно сформировались принципиально новые приемы и методы, позволяющие раз за разом создавать прекрасные сооружения, которые наши потомки захотели бы сохранить на века и тем более горевали бы в случае их утраты. Увы, большинство созданных в XX веке сооружений уже настигла некрасивая старость и неминуемое разрушение, а то, что еще стоит, в массе своей уже приговорено к «реновации», и речь, к сожалению, не только о типовом массовом жилье.

В этом месте нам стоит вспомнить еще об одном свойстве архитектуры. Ее способности своим пространственным языком формы и красоты сохранять летопись, повествующую о нашем бытовании, ярких амбициях правителей и поэтических надеждах романтиков. В этом контексте любая утрата, даже малой, незначительной части сравнима с уничтожением памяти, вымарыванием памяти личной и памяти поколений.

Когда мы говорим об архитектуре как мировом явлении, мы невольно начинаем думать о ней именно как о какой-то достопримечательности, о чем-то, что создавалось в прошлом, а сейчас доступно лишь в виде памятников. К слову, когда мы с вами собираемся отдохнуть, мы, как правило, всегда стараемся составить свое путешествие так, чтобы побывать в каком-нибудь красивом месте и непременно с историей, и по возможности с красивой старинной архитектурой. Нас привлекают старинные сооружения, мы восхищаемся их красотой, их рукодельностью, гармонией их мира. Самое поразительное в памятниках, это то, что он стали памятниками сейчас, и прежде всего, для того чтобы сохраниться для наших потомков. Но настоящее восхищение вызывает то, что прежде, у наших предков, они были просто архитектурой для жизни – в них бытовали изо дня в день и не думали как о чем-то уникальном, это был просто их мир.

Оглядываясь назад и осознавая масштабы утраты, мы вынужденно констатируем, что мир прошлого оказался все-таки очень недолговечен, и красота этого мира, как самый очевидный, наглядный, но и хрупкий компонент триады, требует от нас и самого большого внимания.

Что касается архитектуры в наши дни, то она, как и в прошлом, живет и развивается, как и последние пару тысяч лет, в непрекращающемся поиске красоты. Красоты как смысла и как формы нашего бытия. В прошлом, как и в настоящем, бывали периоды больших достижений на этом витиеватом пути, бывали и темные времена, ведшие к забвению и разрушению достижений предшественников. Возможно, сейчас мы преодолеваем один из таких противоречивых периодов, когда сугубо утилитарные потребности требуют от архитектуры, как ремесла по «созданию стен», абсолютной «пользы», принуждая к отказу от третьей части триады, ведя в некотором смысле к саморазрушению гармонии.

А каким образом вышеперечисленное отражается на преподавании архитектуры новым поколениям студентов, наших современников?

Основная задача в преподавании архитектуры независимо от эпохи и поколений, возможно, прозвучит слишком просто, но это и правда не сложно – студенту нужно научиться видеть красоту и понимать, как ее повторить, и задача педагога помочь ему в этом. Конкретная методика преподавания предполагает освоение нескольких групп различных дисциплин, в соответствии с общим для всех архитектурных факультетов России действующим государственным стандартом. Однако внутри конкретных дисциплин или групп дисциплин акценты в обучении в нашей Академии, как и век назад, сделаны на способности видеть и понимать красоту архитектуры через внимательное, осмысленное изучение образцов прошлого, как западной, так и русской классической архитектуры, и последующее повторение их базовых композиционных моделей. Только так можно развить у студента композиционное и пространственное мышление, благодаря которому накопивший опыт выпускник Академии сможет создавать уже свои архитектурные композиции. Иными словами, наши студенты проходят классическую архитектурную школу, чтобы язык классической архитектуры стал для них простым и понятным языком архитектурного повествования. В каком-то смысле миссия Академии в архитектурном образовании состоит в том, чтобы сохранять и развивать в стремительно меняющемся мире русскую и европейскую традиционную архитектурную школу, которую слишком легко и просто безвозвратно потерять.

И, разумеется, в нашей Академии, опять же в полном соответствии с образовательным стандартом, кроме циклов общегуманитарных и художественно-графических дисциплин, студентам преподаются и необходимые в наши дни дисциплины общеинженерного блока, включая компьютерное проектирование и презентации проектных решений, прививающие будущим студентам полные навыки работы с двумя другими компонентами триады Витрувия.

Интервью с Владимиром Давыдовым, деканом факультета архитектуры РАЖВиЗ Ильи Глазунова
Музей Академии является учебным, насчитывает более 5000 экспонатов: антикварные произведения живописи и графики, составляющие основной фонд, а также многочисленные студенческие работы, включенные в методический фонд

Расскажите, пожалуйста, о самых интересных архитектурных проектах, которые вели и ведут студенты Академии.

Каждый архитектурный проект, выполняемый в стенах Академии студентами, по-своему интересен, но прежде всего, направлен на отработку навыков и знаний, получаемых во время обучения, и выделить какой-то самый интересный из них было бы не совсем верно. Для студентов, да и для педагогов они все по-своему интересные. Так, например, для третьего курса нет ничего интереснее, чем одна из сложнейших задач – спроектировать комфортный многоквартирный жилой дом в масштабе исторического города, с соблюдением нормативных требований и экономически целесообразным набором стандартных помещений. Проще говоря, они проектируют жилье эконом класса, но в классических формах типологии доходного дома начала XX века.

Интервью с Владимиром Давыдовым, деканом факультета архитектуры РАЖВиЗ Ильи Глазунова
Пушкова Ю.В., Восстановление Крестовоздвиженского монастыря в городе Калуге, 2019

Если же говорить о выпускных квалификационных работах, по старинке – дипломах, то нужно прежде всего обозначить, что Академией осуществляется подготовка архитекторов по двум направлениям: архитектурное проектирование и реставрационное проектирование. И если курсовые проекты у обоих направлений выполняются на практически одинаковые темы, последовательно от функционально простых к сложным, то дипломные проекты выполняются уже в двух разных направлениях в соответствии со специализацией, и им предшествует различающаяся предварительная работа самих студентов.

Интервью с Владимиром Давыдовым, деканом факультета архитектуры РАЖВиЗ Ильи Глазунова
Кошеренкова А.С. Восстановление квартала «Музея нижегородской интеллигенции» в городе Нижнем Новгороде, 2017

По направлению реставрационного проектирования темы дипломных проектов выбираются так или иначе связанные с реконструкцией, воссозданием и приспособлением памятников или выявленных объектов культурного наследия. А следовательно, студент еще на стадии преддипломной практики проводит комплекс исследовательской работы в архивах, что позволяет выполнить дипломный проект, используя не только навыки проектирования, полученные в ходе обучения, но и опираясь на архивно-историческое исследование по конкретному объекту.

У студентов направления «архитектурное проектирование» темы дипломных проектов могут быть самые разнообразные. Важно, чтобы они содержали в себе идеи гармонии и уместности и были созданы, опираясь на принципы традиционной архитектурной школы. Необходимо, чтобы студенты понимали логику развития архитектурной формы, и что создаваемый ими архитектурный образ – это не «окрошка» из различных форм или эпох, у него есть строгая логика развития, которой и нужно следовать при проектировании.

Интервью с Владимиром Давыдовым, деканом факультета архитектуры РАЖВиЗ Ильи Глазунова
Кожина А.А. Восстановление усадьбы Волконских в Тульской области, 2020

Классическая архитектура – она какая: историческая или фундаментальная? И вернемся ли мы когда-нибудь к такой архитектуре или сломя голову будем искать какие-то новые невероятные формы?

Человечество знакомо с «классической» архитектурой более двух тысяч лет. Лучшее, что есть в мировой архитектуре, что создано на основе эллинистических представлений о человеке, организации пространства для жизни и существования в нем общества, было исполнено в формах классической архитектуры и ее производных. Тектоника традиционной архитектуры сообщает своим языком человеку, что он наследник античной культуры. И несмотря на меняющееся волнообразное отношение к классике, то как чему-то архаичному и тормозящему развитие человека, то как к тому лучшему прошлому, которое способно возродить в человеке все самое лучшее и, следовательно, заслуживает вместе с человеком возрождения, язык классической архитектуры по-прежнему продолжает повествовать человеку о человеке. Следовательно, классическая архитектура и фундаментальна, и исторична, так как только она сохранилась и лежит в основе всех остальных архитектурных форм и явлений, сменившихся в истории за два с лишним тысячелетия, раз за разом возрождаясь вновь. Все остальное в архитектуре либо зарождалось на основе классики, но неумолимо вырождалось спустя какое-то время, либо привносилось из иных сфер, но не укоренялось настолько, чтобы сформировать долгосрочное явление. И так же верно то, что пока существует человек, он раз за разом будет искать, а вернее творить, что-то новое, прежде не существовавшее, а затем, испробовав найденное, рано или поздно возвращаться к своим основам.

В паре «творчество и строительство» что и чему следует подчинять? Надо ли сдерживать творческие порывы, чтобы вписаться в определенные технические условия? В этой связи, как вы объясняете студентам, что первично – искусство или материя, чувства или разум?

Первично то, с чего я начал, – гармония. Именно ее и нужно учиться находить в каждом проекте, который доводится делать архитектору, гармонию всех составляющих архитектурного сооружения, гармонию материи сооружения и его духа. Если в сооружении нет прочности, оно не выстоит. Если нет пользы – в нем не будет нужды и, следовательно, жизни. Если в нем не будет красоты (если совсем точно, то у Витрувия для описания «красоты» использовано слово, которое в первоначальном значении ближе с определению «обаяние» и «привлекательность»), то человек не будет любить это сооружение. Таким образом, мы снова там, где и начали: мы учимся и учим студентов искать гармонию в том, что они создают.

Интервью с Владимиром Давыдовым, деканом факультета архитектуры РАЖВиЗ Ильи ГлазуноваКакие основные отличия в обучении студентов в вашей Академии? И чем она особенно привлекает будущих архитекторов, скульпторов и живописцев?

На протяжении многих столетий сложилась традиция, что архитектура неразлучно следует рука об руку с живописью и скульптурой. По такому же принципу построена и жизнь в современной Академии, сохраняющей и развивающей славные традиции школы русского и европейского реалистического искусства, сформировавшиеся в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств и Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в стенах которого, в 1986 году, после 68 лет разорения, благодаря усилиям Ильи Сергеевича Глазунова возродилось служение «…трем знатнейшим художествам».

В наши дни методика Академии формирует художественный вкус, прививает навыки красивой, эффектной подачи, или, как стало модно говорить, презентации своей идеи. Дает умение работать не только в компьютерных программах, но и способность представления проектов в традиционной технике, без использования современных технических средств.

Теоретический опыт, полученный на академических лекциях, закрепляется работой на объектах культурного наследия, во время прохождения практики: обмерной, пленэрной, архивной. Полученные знания позволяют выпускникам Академии стать универсальными специалистами как в сфере современного проектирования и дизайна, так и в сфере охраны культурного наследия.

При подготовке дипломных проектов студенты проводят натурные, историко-архивные и историко-библиографические исследования, что позволяет им выполнить свою выпускную квалификационную работу на самом высоком уровне, отвечающем требованиям современного законодательства в сфере охраны и реставрации культурного наследия. Вся учебная программа в Академии направлена на воспитание архитектора, способного работать как в сложившейся исторической среде, так и на создание новой прекрасной архитектурной среды для комфортной современной жизни.

Наши выпускники понимают, что без красоты жизнь однообразна и непритязательна. С первых студенческих работ будущие архитекторы глубоко погружаются в изучение классических архитектурных форм. Осваивая методику проектирования в классических формах, наши студенты формируют у себя культуру особенного художественно-архитектурного мышления.

Изображения предоставлены РАЖВиЗ