Мастерская «СПЕКТР» объединила опытных мастеров и художников, выпускников МГХПА им. С. Г. Строганова, одной из старейших художественных академий в России. Профессиональный коллектив проектирует и создает художественные витражи, зеркала, изделия из металла. Мастерская работает с 2014 года: за это время здесь удалось воплотить много интересных и сложных проектов.

Антон Лукашов и Татьяна Петкова, основатели, руководители и ведущие специалисты, представители актива ТСРХ, секция «Дизайн»: «Следуя многовековым традициям мастеров витражного дела, мы вплетаем в них достижения современных технологий: новые материалы, источники света и декоративные покрытия. Уникальность нашего творчества заключается в особом взгляде на дизайн, казалось бы, такого классического объекта как витраж, и в своих работах мы стараемся его переосмыслить на свой манер. Как известно, в основе своей витражи используют в классическом сегменте: декоративно в окнах, функционально в дверях, потолке. Мы же представляем витраж как самостоятельное произведение искусства, не требующее привязки к какой-то определенной части интерьера. Наши витражи – автономные картины и панно, которые могут стать доминантой в интерьере, будь то штучный предмет или целая коллекция».

ВЫСТАВКА // МАСТЕРСКАЯ «СПЕКТР»
Многообразие витражного искусства в панно и столешнице

Один из проектов, представленный мастерской на выставке «Уникальная Россия», – «Городские скетчи» – навеян мотивами города, воплощая некие урбанистические виды и фантазии. В витражах можно разглядеть образы лестниц, домов, труб с крыш.

ВЫСТАВКА // МАСТЕРСКАЯ «СПЕКТР»
Яркие урабнистические образы в «Городских скетчах»

Другая коллекция стеклянных картин объединена в так называемую «Сигнальную композицию», минималистичную и абстрактную, без привязки к какому-либо определенному сюжету. Подобные композиции появились в искусстве еще в конце XX века, их примеры можно сегодня увидеть в залах «Новой Третьяковки». Желая представить свои работы как истинно художественные полотна, мастера дали им объединяющее название – «витражные скетчи» – глубокий реверанс в сторону живописи.

ВЫСТАВКА // МАСТЕРСКАЯ «СПЕКТР»
Абстрактные художественные мотивы в «Сигнальной композиции»

«Витраж, в том числе и разноцветный, сам по себе прозрачен, но он способен выполнять разные задачи в интерьере – не только декоративные, но и функциональные. Например, соединить различные плоскости в пространстве по колористике – синие шторы, светлый паркет и красный диван. Безусловно, главным условием для размещения витражных картин является свет, ведь именно он формирует все цветные отблески и блики. Освещение, при этом, можно срежиссировать, направив на панно подсветку или выигрышно разместить у окна. Если интерьер выполнен весь в белом, независимую витражную картину можно закрепить в любом месте, добавив ярких красок в декор пространства».

Для создания своих картин мастера «СПЕКТРА» используют различные наборы витражных стекол производства многих стран мира, в том числе и отечественные. Далее из них собираются картины в сочетании различных по прозрачности, цвету и фактуре фрагментов. Также в своих витражных произведениях искусства авторы используют технику фьюзинга (спекание стекла) в собственном, уникальном воплощении. «В какой-то момент нам стало не хватать в творчестве стандартных цветов. Мы применили роспись по стеклу, но и ее было недостаточно, ибо роспись не дает фактуры, и нам захотелось добавить живописи в стекла. Благодаря технике фьюзинга появилась возможность растянуть цвета в градиентах. Будучи профессиональными художниками по образованию, мы сперва создаем эскиз будущего витража в живописи, часто на холсте. В стекле, в технике фьюзинга мы передаем фактуру живописного полотна. Шероховатую или гладкую манеру пастозного письма (плотного и объемного) или акварельного (легкого и прозрачного) мы воплощаем в особой технологии спекания: крупные, мелкие куски стекла и стеклянная крошка могут плавиться даже в абсолютную гладь. Так рождается «живопись стеклом» – наше собственное изобретение».

ВЫСТАВКА // МАСТЕРСКАЯ «СПЕКТР»
Интерьерный объект «Озера России» в технике фьюжн

Фото: Екатерина Финогенова