Интервью с куратором проекта HHH архитектором Марией Сонне-ФредериксенПредставляем вашему вниманию беседу с Марией Сонне-Фредериксен, куратором ежегодного проекта HOTEL HOUSE HOME, который в 2019 году посвящен 100-летнему юбилею Баухауса и носит название «Connect to Bauhaus». Проект пройдет с 15 по 19 мая в рамках международной выставки АРХ Москва 2019.

Мария Сонне-Фредериксен – архитектор, руководитель бюро MSF, член Союза архитекторов Германии (BDA), член Архитектурной палаты Нижней Саксонии, член Союза Московских архитекторов, профессор Международной академии архитектуры, куратор проекта Hotel House Home.

Мария, расскажите, пожалуйста, почему темой проекта HHH выбрана «Connect to Bauhaus»?

Тема проекта «Connect to Bauhaus» на выставке АРХ Москва в Манеже выбрана не случайно. В 2019 году все мировое сообщество отмечает 100-летний юбилей феномена «Баухауc», который за 14 лет своего существования стал формирующим стиль институтом, влияние которого все еще ощущается и сегодня. В 1919 году авангардный архитектор из Берлина Вальтер Гропиус (1883–1969) основал университет «Баухауc» в Веймаре. Социальная утопическая идея «Баухауса» упала на благодатную почву: представить проекты и подходящие материалы для недорогого массового производства, начиная от жилого пространства и заканчивая предметами повседневной жизни, в привлекательном дизайне и доступном для всех. Проектировщик и строитель, художник и ремесленник – все становятся одной командой, создающей новую реальность, современную среду обитания. Различные выставки «Баухауса», начиная с 1923 года, привлекли внимание различных отраслей, которые заключили контракты на разработку дизайна текстиля, мебели, бытовой техники и аксессуаров. Уже известный своими архитектурными постройками, имеющий свой собственный стиль с акцентом на строгую внешнюю эстетику и функционализм, Вальтер Гропиус как учитель пригласил таких известных художников, как Пауль Клее, Йоханнес Иттен, Лайонел Файнингер, Василий Кандинский, Ласло Мохой-Надь и Оскар Шлеммер, которые заняли свои авангардные позиции в школе и стали проводниками его идей. Они вели мастерские как художественные «мастера форм» с одним мастером на каждую мастерскую. Вальтер Гропиус сформулировал главный принцип «Баухауса» как: «Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись – здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры». Гропиус считал, что мастерство и технические способности являются незаменимой основой любого художественного творчества. Его «Баухаус» осмелился, как позже заметил Гропиус, «как первый в мире институт (…) закрепить этот антиакадемический менталитет схоластики». Его моделью был средневековый Баухютте, в котором ремесла создавали вместе великие здания. От нее он также получил имя – «Баухаус».

Интервью с куратором проекта HHH архитектором Марией Сонне-Фредериксен
Дома «мастеров», архитектор Вальтер Гропиус, Дессау, Германия

С переездом из Веймара в Дессау в 1925 году Гропиус получил возможность продемонстрировать свои идеи в строительстве школы «Баухауса» и домов, где жили учителя. Новое здание, своего рода манифест раннего «Баухауса», спроектировал сам Вальтер Гропиус. Каждая функциональная зона имела свое объемно-пространственное решение и без труда определялась по внешнему виду. В «Баухаусе» считали, что форма здания будет выразительнее, честнее, убедительнее, соответствуя конструкции и технологии изготовления. Декоративные элементы:  фриз, капитель, наличник – скрывают инженерные решения. Архитекторы «Баухауса» же хотели выставить напоказ современные конструктивные приемы. Дома, где жили «мастера», были задуманы как модельные дома. Они регулярно приглашали гостей и организовывали экскурсии, чтобы продемонстрировать повседневную жизнь и эффективный образ жизни на языке дизайна «Баухауса». Потоки паломников, особенно из-за границы, посещали «Баухаус», он был на пике своей популярности. Таким образом, принципы, сформулированные в «Баухаусе», определили развитие архитектуры в XX веке.

Интервью с куратором проекта HHH архитектором Марией Сонне-Фредериксен
Дома «мастеров», архитектор Вальтер Гропиус, Дессау, Германия

Цель выставки – показать, что «Манифест Баухауса», то есть сотрудничество между людьми творческих профессий, в частности, между архитекторами, художниками и мастерами-ремесленниками, как и простота, функциональность и практичность, целесообразное использование пространства – характеристики, с самого начала ставшие ключевыми для зданий, интерьеров, построенных в стиле «Баухаус», и остающиеся актуальными в наше время.

Мария, а лично на Вас как-то повлияла архитектура «Баухауса»?

Мы с моим мужем, архитектором Нильсом Сонне-Фредериксеном, в 1993 году переехали из Стокгольма в Ганновер и открыли там свое архитектурное бюро, нас поддержали и стали нашими друзьями архитекторы Карл Бауер и Рудольф Хиллебрехт. Карл Бауер (Carl Bauer, 1909–1999) был одним из последних учеников «Баухауса». В этом году у него тоже юбилей, 110 лет со дня рождения. В 1931 году он учился у Людвига Миса ван дер Роэ  и у Василия Кандинского в Дессау и в 1932 году продолжил обучение в Берлине, после того как «Баухаус» переехал в Берлин. В 1933 году он получил диплом, это был последний выпуск студентов в «Баухаусе». Он много рассказывал о времени, проведенном там, о своих «мастерах». Он сохранил принципы «Баухауса» и отношение к проектированию объектов на всю свою долгую жизнь. Рудольф Хиллебрехт (Rudolf Hillebrecht, 1910–1999) – один из известнейших архитекторов послевоенной Германии, в 1931 году работал у Вальтера Гропиуса в Берлине, после войны восстанавливал Гамбург, был много лет главным архитектором Ганновера.

Они были большими друзьями, дружили со студенческих лет, и мне посчастливилось из первых уст слушать их воспоминания о годах в Дессау, Берлине, держать в руках письма Рудольфу Хиллебрехту от Вальтер Гропиуса, Корбюзье и Миса ван дер Роэ, бывать у них дома, в настоящее время мое архитектурное бюро находится в его доме, и я являюсь секретарем Архитектурного фонда Рудольфа Хиллебрехта.

Интервью с куратором проекта HHH архитектором Марией Сонне-Фредериксен
Интерьер в доме Рудольфа Хиллебрехта, Ганновер, Германия

Что мы в этом году увидим на проекте ННН, какова концепция 2019 года?

Организация праздников, фестивалей была частью культурной жизни и обучения в «Баухаусе». Фестивали и праздники, театральные представления, организованные школой, были легендарными. Поэтому программа выставки «Connect to Bauhaus» будет включать широкий спектр мероприятий для всех категорий участников и гостей: конференции, круглые столы и дискуссионные клубы, лекции и мастер-классы, театральные и музыкальные представления.

Какие архитекторы приглашены к участию, какая запланирована лекционная программа?

Программа проведения выставки очень разнообразна, для участия в конференции мы пригласили ведущих российских и зарубежных архитекторов:

Андрея Бокова, доктора архитектуры, вице-президента Международной академии архитектуры, президента МААМ, академика РААСН, народного архитектора РФ;

Юрия Виссарионова, члена СА России, академика Международной академии  архитектуры, генерального директора ПТАМ Виссарионова.

Специальные гости:

Палле Бо Расмуссен, архитектор МАА, ассоциированный партнер KHR Architecture, Дания. Он выступит с докладом на тему «Влияние «Баухауса»  на современную архитектуру Дании».

Брюно Шенессо, ведущий дизайнер Jacob Delafon, Франция.

Jose Zabala, бюро Addenda architects, Барселона, Испания. Бюро, получившее 1-ю премию на международном конкурсе на Музей «Баухауса» в Дессау), открытие музея запланировано на сентябрь 2019 года.

Интервью: Анна Пашина
Фото предоставлены Марией Сонне-Фредериксен

ELITE Interior, # 4-5/150 апрель-май 2019