ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН: ГАРМОНИЯ С ПРИРОДОЙ


Керамогранит Italon Magnetique, «Керамика Престиж»

Сад, созданный своими руками или приглашенным профессионалом, – это наслаждение для глаз и души. Но садом не только любуются. В саду мы уединяемся, проводим время с друзьями и любимыми, принимаем гостей, в саду устраиваются официальные приемы. Сад является «десертом», им «угощают», им гордятся. И главная задача при его проектировании – создать уютную и функциональную среду, в которой современный человек мог бы сполна насладиться бытием. О способах обустройства сада и тенденциях этого года, продемонстрированных на проходившем в мае Chelsea Flower Show, рассказывает ландшафтный дизайнер Людмила Бальмонт.
Материал подготовила Анна Пашина


Людмила Бальмонт, ландшафтный дизайнер

Из истории садово-паркового искусства
Практически во всех религиях мира место обитания богов описывается как прекрасный сад. По сути, райский сад – начало исторического пути человечества. Под крылом Бога человек был чист и невинен. Но он лишился своей первозданности, был изгнан из рая. И на всем пути последующего исторического развития человек пытается найти свой потерянный рай путем создания некоего идеала, подобия райского сада на земле. Очевидно, что поиски идеала невозможно закончить, по определению они должны длиться вечно. Искусство создания садов восходит к временам глубокой древности, отражая настроения и уклад, эстетические и бытовые традиции разных эпох. Объекты садово-паркового искусства создавались по определенным законам своего времени, а потом начинали жить собственной жизнью. Любовь к садоводству заложена в самой природе человека, это естественно для него, как любить и творить. Чередовались эпохи паркового искусства, а владельцы усадеб и мастера-садовники тщательно вписывали в них новые картины и события семейной летописи.

Система малых садов
Если владелец загородного дома хочет иметь английский, японский, средиземноморский сад на одном участке, то тогда следует обратиться к приему создания системы малых садов, разделенных каменными или живыми изгородями. Такой прием использован при восстановлении знаменитого теперь Сиссингхерста писательницей Витой Секвилл-Уэст и ее супругом сэром Гарольдом Николсоном. В результате принятия ряда планировочных решений получилась система из 10 отдельных садов, связанных между собой проходами в стенах и живых изгородях из граба, тиса, самшита и роз. Гарольд описывал свою идею планировки так: «Создание особенной цепочки ожидания, предвкушение различных сюрпризов и загадок и того восторженного удивления, которое испытываешь, разгадывая их». Поэтому всю территорию невозможно рассмотреть даже с вершины башни. Причем каждый отдельный сад имеет свой неповторимый, индивидуальный образ, каждый наполнен только ему свойственным ароматом. Хочется отметить, что Вита заложила в Сиссингхерсте первый в мире цветник в пурпурных тонах, который дорабатывался специалистами еще несколько десятилетий.

Практикум
И у наших современников есть возможность вписать свои имена в историю садово-паркового искусства. А для этого надо соблюдать основные правила, выработанные предками и ландшафтными специалистами XXI в. Конечно, не все современные участки могут по размерам соотноситься с известными парковыми ансамблями. Однако и небольшая по площади территория может превратиться в жемчужину. Обратимся к истории. Использование приема создания «малых» садов позволил небольшому поместью Сиссингхерст стать достопримечательностью Великобритании. Собственно зонирование пространства с помощью создания «зеленых» комнат существовало с древних времен. Вспомнить хотя бы японские садики для домашних нужд и формальных традиционных церемоний. По сути, большие парки, по аналогии с дворцовыми помещениями, складывались из отдельных «комнат», являющихся частью единого замысла. Замысел, подобно хорошему сценарию, вел наблюдателя по саду, открывая все новые картины, виды, пейзажи. Прием создания системы «малых» садов еще и позволяет зрительно расширить пространство. Ведь банально высаженные по периметру забора деревья обозначат истинные размеры участка, а полностью открытое пространство лишается таинственности. Какая уж тут «цепочка ожиданий». Главный строительный материал в саду – это растения. С их помощью можно возвести стены, так называемые «живые изгороди», являющиеся одним из основных видов посадки древесных пород. Можно декорировать ограждения, разделять территорию на функциональные зоны, подчеркивать линию дорожек, цветников и газонов, создавать объемы.

Сад  в  Подмосковье,  дизайн:  Диана  Дубовицкая, ландшафтная  студия  Arcadia  Garden

Из стриженых растений создаются самые таинственные элементы в парке – лабиринты. Известный со времен верхнего палеолита, лабиринт имел сакральный характер, связывался с обрядом посвящения и погребением, воплощал идею вечного движения, движение по нему воспринималось аналогичным поиску смысла жизни. Особенно лабиринты стали популярны в Италии эпохи Возрождения.
И, как в театре, с помощью растений можно создать «кулисы», которые скроют от глаз нежелательные элементы, создадут висты и направят взгляд на садовые доминанты – красивый цветник или декоративную группу, проведут нас по дорожке к спрятанным беседке и водоему. Вода испаряется, создавая неповторимый «вкус» воздуха. Вдыхая его, мы всегда можем определить по запаху, что рядом находится вода. Вода манит, хочется ее потрогать, походить по ней босыми ногами, искупаться.

1. Ландшафтный проект бюро Atelier  Jardins  в  Коллонж-Бельрив, Женева
2. Вилла Pearl Quatar, Доха, Катар. Дизайн:  бюро  Francis  Landscapes. Фото: Frederic Francis

Итак, с помощью плотной посадки деревьев или кустарников по определенной траектории мы можем полностью изменить восприятие размеров и формы окружающего пространства.

Садовая мода и выставка в Челси
Но кроме знаний основных законов перспективы и правил посадки растений надо помнить, что существует понятие садовой моды. Ее тенденции определяются на специализированных фестивалях. Например, в Москве уже в пятый раз проходит Moscow Flower Show на территории парка «Музеон». А родоначальником таких праздников была английская выставка цветов и садов Chelsea Flower Show, отметившая свой 100-летний юбилей в 2013 г. Именно здесь рождается мода и определяются тенденции на ближайший сезон, а то и несколько лет.
В 2013 г. ELITE Interior давал подробный обзор столь знаменательного события и отмечал основные направления развития в ландшафтной индустрии. С того времени стала популярной совместная высадка цветочных, овощных культур и пряных трав, таких как фенхель, петрушка и артишоки. Предпочтение отдавалось зонтичным растениям – коровьей петрушке, дягилю, моркови. Считается, что их цветочная «пена» придает легкость всей композиции, в том числе и архитектурным элементам.

Сад The Telegraph Garden, дизайн: Энди Стеджен, лучший  сад  в  номинации  Show  Gardens  на  Chelsea Flower Show  2016  (Фото: © R H S   /   N e i l   H e p w o r t h)

В этом сезоне натурализм «пенистых» растений перерос в другой тип ландшафта: сухой сад с гравием, осыпями и засухоустойчивыми растениями (The Telegraph Garden, Andy Sturgeon и Bank of Canada Garden Royal, Hugo Bugg). Доминирующим цветом был белый, который добавляет объем и освещение цветнику. Вообще концентрация определенного цвета в одной зоне привносит единство в посадки. В 2014 г. ландшафтное сообщество отдавало предпочтение голубому, синему, лиловому, розовому. Отличительной чертой 2015 г. стало присутствие оранжевого. Яркие цитрусовые пятна разбавили традиционную гамму.
В этом году мандариновые гравилаты Totally Tangerine полыхали в цветниках многих садов. Прошлогодняя тенденция использования оранжевого цвета в сочетании с лиловыми и синими люпинами и пурпурными декоративными луками получила дальнейшее развитие. Примеры – сад Энн-Мари Пауэлл, представленный в рамках кампании Королевского садового общества «Озелени серую Британию», и сад The Harrods British Eccentrics эксцентричного ландшафтного дизайнера Диармуида Гэвина. Он не обошелся без эпатажа: сконструировал пирамидальные лавровые деревья, которые вращаются каждые 15 минут, символизируя постоянное движение и развитие растений.

1. Сад The Harrods British Eccentrics, дизайн: Диармуид Гэвин, Chelsea Flower Show 2016 (Фото: © R H S   /   S a r a h   C u t t l e)
2. Сад  Энн-Мари  Пауэлл, представленный  на  Chelsea  Flower  Show  2016  в рамках  кампании  Королевского  садового  общества «Озелени  серую  Британию» (Фото: © R H S   /   T i m   S a n d a l l)

Наперстянки – завсегдатаи Челси. В прошлом году им составил конкуренцию коровяк. Во многих садах вертикали создавались из люпинов и эремуросов. В этом сезоне наперстянки вернули себе корону. В саду The M&G Garden (Cleve West) потрясающие розы и темно-фиолетовый котовник соседствуют с чудесными наперстянками.
С 2015 года сады стали естественнее и как бы прозрачнее. Естественный сад подразумевает посадку деревьев, кустарников, трав и цветов, произрастающих в данном регионе; он максимально приближен к ландшафту дикой природы. Таков вдохновленный Провансом, награжденный золотой медалью сад L’Occitane Garden Джеймса Бассона с посадками в стиле шебби-шик.
По-прежнему популярны злаковые сады, представляющие собой комбинацию различных декоративных трав, которые успешно имитируют растения дикой природы. Естественность и приближенность к природе являются чертами английского пейзажного сада, для которого характерно присутствие извилистых линий. Жесткая геометрия планировки, обилие стриженых растений теперь отходят на второй план, хотя неизменно присутствуют в некоторых садах. Как классический английский пейзажный сад когда-то совсем потерял рукотворность, так и современные натуралистические сады дошли до уровня «неопрятных посадок». Трудно в них заметить руку садовника. Стриженые деревья заменили на видовые растения свободной формы, даже не убирались сломанные ветви. Особенно хороши были серо-зеленые и сизые сосны Glauca и Pinus Mugo в Cloudy bay Garden (Сэм Овенс) и Winton Beauty of Mathematics Garden (Ник Бейли). Водоемы теперь тоже всё больше похожи на природные – даже предназначенные для плавания напоминают озера или ручьи.
Современный сад не лишен практичности. Все чаще владельцы предпочитают иметь декоративный огород или небольшую теплицу, где можно самим выращивать овощи и цветы. Сад The St. John’s Hospice – A Modern Apothecary Джекки Маквикар – замечательный образец современного аптекарского огорода.

Сад The St. John’s Hospice – A Modern Apothecary, дизайн: Джекки Маквикар, Chelsea Flower Show 2016 (Фото: © R H S   /   S a r a h   C u t t l e)

По-прежнему находится много любителей украшать сады медью, алюминием и «ржавым железом». Использование меди и золота – одна из основных тенденций в дизайне интерьера. Эта тенденция в садовом дизайне проявилась в использовании не только соответствующих материалов, как в «Математическом саду» Ника Бейли, но и растений с оранжево-медной окраской, в том числе сосен с их коричневатыми стволами и роскошных изоплексисов (наперстянок) в лучшем на Челси-2016 в номинации Show Garden саду Энди Стеджена. Иногда засилье металла в садах вызывает удивление. Но 1200 кг алюминиевого кружева в The Imperial Garden: Revive Татьяны Гольцовой, награжденного серебряной медалью, создают ощущение удивительной легкости.
Присутствие на фестивале китайских, японских, буддийских садов стало привычным. В этом году на Челси были представлены сады в сингапурских и исламских традициях.

Полностью материал читайте в выпуске журнала ELITE Interior №123 июль/август 2016