ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН: от проекта до воплощенияВилла на озере Гарда, Италия. Создатель ландшафтного проекта – компания Paghera (Италия)

«Хочешь быть счастливым один день – выпей вина, хочешь быть счастливым один год – женись, хочешь быть счастливым всю жизнь – посади сад. Только убедись, что этот сад особенный», – приводит совет китайских садоводов ландшафтный дизайнер Татьяна Шиканян в книге «Ландшафтный дизайн своими руками». Человек стремится жить в гармоничном пространстве, но только тот, кто находится в ладу с самим собой, пребывает в согласии с окружающим миром. Достичь согласия просто – нужно начать с себя, со своего дома, со своего сада. А воплотить проект мечты помогут профессионалы – ландшафтные архитекторы и дизайнеры, которые дадут практические советы и помогут избежать ошибок.
Текст: Анна Пашина

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЗАДАЧИ
Современный ландшафтный дизайн – это искусство, совмещающее в себе три направления: архитектуру, биологию и философию. «Land в переводе с немецкого – «земля», schaft – суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость, – поясняет ландшафтный дизайнер Диана Сабирова, – а слово «дизайн» обозначает «план», «рисунок», «проектирование». Соединяясь, эти два понятия выражают сущность термина». Собственно словосочетание «ландшафтный дизайн» появилось в ХХ в. в Западной Европе, изначально – в густонаселенных и индустриально развитых Великобритании и Германии, где люди создавали и возделывали природные оазисы, чтобы не быть задавленными каменными джунглями. Основной задачей ландшафтного дизайнера является формирование гармоничной предметно-пространственной среды, где человеку будет комфортно.
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН: от проекта до воплощенияВилла на озере Гарда, Италия. Создатель ландшафтного проекта – компания Paghera (Италия)

«Ландшафты создаются для людей, – рассказывает ландшафтный дизайнер Людмила Бальмонт. – Особенно ярко это понимание проявляется при ландшафтном проектировании территорий частных домов. Старшее поколение мечтает обустроить в саду тихий уголок для отдыха, а молодежь – спортивную площадку и место для шумных вечеринок. Дизайнер должен разместить на участке функциональные зоны, создав целостную среду, учесть все потребности обитателей. Дизайн – это всегда компромисс между творческой, художественной и функциональной его составляющей. Само понятие «среда» подразумевает наличие неких процессов, протекающих в окружающих людей условиях и необходимых для их существования. В ландшафтном дизайне эти условия определяются в первую очередь естественными микроклиматическими факторами, пространственными характеристиками, отвечающими функциональным требованиям, и дизайнерским наполнением, таким как растительные композиции, другие природные компоненты, уличная мебель, малые архитектурные формы и объекты арт-дизайна, инженерное оборудование, средства визуальных коммуникаций. Здесь интегрируются утилитарное, функциональное начало с творением человеческих рук и «искусством» самой природы, в результате чего формируется ландшафтный средовой объект, имеющий мощнейший эмоционально-художественный потенциал». Преобразованием природных ландшафтов люди увлекались с незапамятных времен, но со временем человеку захотелось не только воздействовать на природу, а творить. Практически во всех мировых религиях место обитания богов описывается как прекрасный сад, который хочется воссоздать на земле. В книге «Поэзия садов» Дмитрий Лихачев писал, что «сад – это попытка создания идеального мира взаимоотношений человека с природой. Поэтому сад представляется раем на земле, Эдемом». «По преданиям, райский сад – это защищенное, огороженное место, царство счастья, изобилия, полноты бытия, – рассказывает Людмила Бальмонт, – одно из названий рая – «парадиз» (греч.) – означает «отовсюду огороженное место». В ограде должны быть ворота как символ разграничения двух миров. Так сформировалась пространственная организация садового комплекса – места вечного блаженства, огороженного от мира хаоса забором».

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Встреча ландшафтного дизайнера с заказчиком и архитектором дома должна состояться задолго до того, как пространство начнет активно заполняться, вместе они должны выработать концепцию проекта, считает Диана Сабирова. «Учесть нужно все – состав семьи заказчика, наличие у него домашних животных», – говорит английский ландшафтный дизайнер Каспиан Робертсон. «Кроме того, необходимо адекватно оценить потенциал и размеры участка, обсудить бюджет, от величины которого во многом зависят сроки реализации проекта. Воплощение концепции занимает минимум 3 месяца, но лучше заложить больше времени – чтобы растения полностью адаптировались. То, каким был задуман сад, он станет лишь спустя 3 года. Нужно помнить, что сад – это живой организм, это проект, адресованный потомкам, – их он будет радовать и через 50, и даже через 100 лет», – дополняет французский ландшафтник Оливье Даме. «При принятии дизайнерского решения всегда должны учитываться размеры территории, исходные природные системы, местный климат, гидрология, почвы, флора и фауна», – уточняет Людмила Бальмонт. Жанна Пойтина, начальник управления ОЛДиБ  корпорации «Палисад», уверена, что на просторном участке фантазии архитектора есть где разгуляться, большая площадь позволяет предложить множество вариантов планирования, использовать разные стили и направления. «Начинать планирование нужно зимой или осенью, а приступать к реализации – ранней весной», – советует она. «К ноябрю участок может быть полностью закончен, – говорит Диана Сабирова. – И уже следующей весной можно любоваться крокусами, тюльпанами, нарциссами и подросшими растениями».
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН: от проекта до воплощения
Сад  в  поселке  «Монолит»  и  его  эскиз.  Автор  проекта  –  ландшафтный дизайнер Диана Сабирова

Ландшафтный проект загородного участка включает три основных этапа:
— подготовку, проектирование,
— воплощение (обустройство),
— обслуживание.
«В проектировании все этапы считаются главными, – поясняет Жанна, – так как от продуманности каждого будет зависеть конечный результат. Проектирование включает в себя эскизное (эскиз и 3D-визуализация) и рабочее проектирование. В рабочее проектирование входят: генеральный план, разбивочный чертеж, дорожно-тропиночная сеть, раскладка элементов мощения, дендроплан, естественные и мульчирующие покрытия, вертикальная планировка, водоотвод, освещение и полив».

ЗОНИРОВАНИЕ, ОБУСТРОЙСТВО, СОЗДАНИЕ ВОДОЕМА
«Для меня непосредственное начало работ на участке – самый любимый момент в работе, – признается Каспиан Робертсон. – Каждый раз воспринимаю как чудо, когда нарисованный на бумаге эскиз начинает обретать реальные черты». Необходимо помнить, что проект дома и проект сада создаются одновременно – только так может быть достигнуто стилевое единство. «Нужно правильно определить расположение дома и хозпостроек с точки зрения инсоляции участка, – рассказывает Людмила Бальмонт. – Ведь красивые и здоровые растения вырастают только на солнце или в полутени. Поэтому нельзя располагать гостиную на северной стороне, а хозпостройки – на залитой солнцем площадке. Имея ландшафтный проект до начала строительства, можно минимизировать перемещение грунта. Если проектом предусмотрена геопластика, создание разных уровней, подпорных стенок, то стоит складировать землю где-нибудь в уголке». Приступать к реализации ландшафтного проекта можно только после окончания строительства дома, прокладки коммуникаций, дренажа, создания рельефа. «Мощение дорожек выбираем в соответствии со стилистикой сада: в регулярной части используется геометрическая форма плитки, а в пейзажной – плитняк, похожий на естественные сколы горных пород, – продолжает Людмила. – Часто используются комбинации из клинкерного кирпича, речной гальки, брусчатки и плитняка при создании различных орнаментов. Цвет мощения не должен выбиваться из общей цветовой гаммы, еще лучше, если он будет совпадать с цветом крыши. Садовые дорожки не должны отвлекать внимание от основных садовых доминант. Оформление цокольной части строений может задавать тон в подборе материалов мощения. Дорожки и другие строящиеся объекты должны быть полностью готовы к моменту посадки растений, так как строительная пыль приводит к болезни и гибели деревьев, кустарников и цветов. В это же время устраиваются каменистые горки и рокарии». Диана Сабирова утверждает, что фаворитом среди отделочных материалов по-прежнему остается натуральный камень, но заслуживают внимания и интересные эксперименты со стеклом, металлом, керамикой и пластиком. Жанна Пойтина подчеркивает, что выбор отделочных материалов зависит от функциональной нагрузки и особенностей садового ландшафта, выигрышно смотрятся галька, камень и тротуарная плитка. Эффектным элементом ландшафтного проекта является водоем. Главное правило, считает Диана Сабирова, – определиться с его функциональным назначением: будет ли он выполнять только декоративную функцию, служить плавательным бассейном или же в нем будет разводиться рыба. «На больших территориях можно создать водоемы с каскадами, бегущими по каменным развалам в окружении плакучих ив, – утверждает Людмила Бальмонт. – Вода притягивает к себе, и важно организовать подходы к воде, сделать ее доступной. Звон и журчание такого каскада расслабляют, но мы можем услышать эту песню только в полной тишине. Поэтому зоны водоемов лучше устраивать вдалеке от шумных мест и отгораживать плотными посадками».
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН: от проекта до воплощения
Частная усадьба в Подмосковье. Ландшафтный проект – корпорация «Палисад»

СТИЛЕВЫЕ РЕШЕНИЯ И ТРЕНДЫ
В наши дни нет единого популярного стиля в ландшафтном дизайне – человек по своему желанию волен выбрать тот или иной вариант, использовать в своем саду исторические стили как темы или мотивы. «Большинство заказчиков предпочитают свободную, или пейзажную планировку. Те, кто готов к нестандартным решениям, в меньшинстве», – считает Диана Сабирова. «Устойчивые образы регулярной классики ассоциируются с респектабельностью, надежностью, спокойствием, – поясняет Людмила Бальмонт. – Территория вокруг классического усадебного дома должна включать элементы регулярной планировки. Если владелец хочет иметь английский, японский, средиземноморский сад на одном участке, то тогда следует обратиться к приему создания системы малых садов, разделенных каменными или живыми изгородями. Планировочные элементы пейзажного парка привносят романтическую нотку. Площадки, цветники и дорожки имеют свободную форму, далекую от геометрии. В качестве цветников используются миксбордеры, в состав которых могут входить как цветы, так и кустарники. В настоящее время популярны цветники из злаков. Цветы выбирают таким образом, чтобы читалось цветовое пятно, а не отдельные растения. Наиболее пышные цветы высаживаются около дома. На мой взгляд, в лесной зоне наиболее уместен деревянный дом, лаконичной же архитектуре достаточно обширного газона и нескольких деревьев». «Сейчас прослеживается тенденция к возврату к природе, в моде естественность, – говорит Каспиан Робертсон. – В Англии пользуются спросом сады в неоитальянском стиле, а также проекты, в которых используются традиционные исламские орнаменты». «Законодателем мод в ландшафтном дизайне по-прежнему остается Англия, – считает Оливье Даме, – за ней идут Франция, Германия, Голландия, Швейцария и США. Россия и Китай – страны с очень большим потенциалом».
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН: от проекта до воплощенияСлева: Частный дом в Подмосковье. Автор ландшафтного проекта – Людмила Бальмонт,
справа: Сад  A  La  Mode  Dining, завоевавший  золотую  медаль  на  Moscow  Flower Show  2013,  автор  –  Каспиан Робертсон (Великобритания)

Полностью материал читайте в выпуске журнала ELITE Interior №05/111 май 2015

Написать комментарий