ИСТОРИЯ ИТАЛЬЯНСКОГО ДИЗАЙНА: 1940-е – 1990-е гг.

Люди  и  созданные  ими  предметы,  о  которых  пойдет  речь,  навсегда  изменили представление человечества о том, какой должна быть мебель. Сейчас, в XXI в., нам не кажется странным, например, что стул может быть невесомым, как пушинка, и поднять его способен даже ребенок. А вот когда в 1951 г. архитектор Джо Понти сконструировал такой стул, названный им Superleggera («Суперлегкий»), он произвел настоящую революцию. Почему мы говорим об итальянском дизайне? Потому что вот уже много лет итальянцы – законодатели моды и стиля. Безупречный вкус и любовь к прекрасному у них в крови, а продукция Made in Italy – всемирно признанный эталон безупречного качества. А еще потому, что итальянские дизайнеры всегда стремились сделать человеческую жизнь комфортной. И радостной – ведь кто, как не итальянцы, обладают превосходным чувством юмора, умеют быть оптимистами и делать других счастливыми.

Текст: Анна Пашина

«Если другие страны имеют теорию дизайна, то Италия  –  философию,  даже  идеологию  дизайна»,  —  утверждает  философ  и  писатель  Умберто Эко.  В  Италии  особенно  сильно  проявилась связь дизайна с искусством – от эпохи Возрождения до авангарда начала ХХ в. Мы проследим  эволюцию  итальянского  дизайна  от функционального модернизма 1940–1950-х годов, бунтарских  1960-х,  эпохи  радикализма  1970-х, постмодернизма 1980-х до хайтека, минимализма и интерактивного дизайна 1990-х.

1940-е – 1950-е: функциональный модернизм

В начале ХХ в. профессии «дизайнер» в современном ее понимании в Италии не существовало. Отсутствовал и широкий рынок сбыта, предметы домашней обстановки  делали  мастера-ремесленники  и  художники. Они искусно экспериментировали с формой, огромное внимание уделяли декору. Шло время, и культ ручного труда, на котором строилась эстетика модерна, уже не удовлетворял растущие запросы людей. В связи с развитием техники эстетизм в старом понимании был уже невозможен, отношение к предметному миру и бытовой среде стремительно менялось.  Возникает  понятие  «малой  архитектуры» мебели, новым критерием, по которому измеряется  ценность  вещи,  становится  целесообразность. Основными  элементами  конструкции  становятся  прямые линии,  прямоугольники,  круги  и  другие  геометрические фигуры. Огромное влияние на развитие итальянского дизайна оказал издающийся с 1928 г. журнал Domus, главным редактором которого был легендарный Джо Понти (1891–1979). Domus выражал идеи объединения различных художественных  и  архитектурных  группировок  «Новоченто», стремившихся сочетать модернизм с классической традицией итальянской культуры. После Второй мировой  войны  необходимо  было  реконструировать страну, и лучшие силы были направлены на то, чтобы  не  только  восстановить  промышленность, но и вывести ее на совершенно другой уровень. В 1947 г. в Милане возрождаются международные выставки дизайна и архитектуры Триеннале, организуемые  раз  в  три  года. В конце 1940–1950-х годов Италия переживает  экономический  бум,  и  в  1950-е  наступает подлинный расцвет дизайна, который становится национальным  достоянием  и  получает  мировую известность. В 1950 г. в журнале Domus теоретик дизайна  Макс  Билл  публикует  программную  статью «Красота, проистекающая из функции, и красота как функция». Окончательную точку в закреплении принципов «хорошего дизайна» ставит учрежденная в 1956 г. Ассоциация промышленного дизайна (ADI), которая ставила перед собой следующие задачи: пропаганда и поощрение развития дизайна в стране, привлечение дизайнеров к работе, направленной на повышение технического  и  эстетического  уровня  промышленной продукции.  1954 г. была учреждена ежегодная премия «Золотой циркуль»  (Compasso  d’Oro),  которая  вручалась  и вручается до сих пор за лучшие изделия, созданные для широкого потребления.

ИСТОРИЯ ИТАЛЬЯНСКОГО ДИЗАЙНА: 1940-е – 1990-е гг.

1960-е: экспериментальный дизайн и поп-арт

В  сентябре  1961  г.  на  территории  Fiera  Milano  в Милане,  одном  из  главных  промышленных  центров Италии, прошла ставшая впоследствии ежегодной  первая  международная  выставка-ярмарка Internationale  Salone  del  Mobile.  Основная  цель, которую ставили перед собой организаторы, — демонстрация  достижений  итальянского  дизайна, которая  будет  стимулировать  производителей  и поможет  им  наладить  контакт  с  архитекторами. Принципы  модернизма,  закрепленные  ADI,  полезные во времена послевоенной реконструкции, в 1960-х  воспринимались  уже  как  чуждые.  Итальянская линия в дизайне все чаще стала определяться как арт-дизайн.  Процессы  отторжения  модернизма выразились  в  переходе  итальянского  дизайна  от «форм  полезности»  (девиз  9-й  миланской  Триеннале) к авангардной волне, поиску новых материалов и подходов к дизайну. Развитие арт-дизайна связано  с  использованием  новых  материалов, которые  способствовали  реализации  самых  смелых, ранее не осуществимых идей: синтетические смолы,  пластмассы,  хром,  стекловолокно,  легкие металлы,  резина, нейлон  позволяли экспериментировать с формой, делать ее более пластичной. Их неожиданное соединение с ценными породами  дерева,  кожей,  мрамором  приобретало символическую  нагрузку.  В  этот  период  фирмы, ориентированные  на  выпуск  больших  серий,  начинают выпускать модели, обладающие не столько экономической,  сколько  в  первую  очередь  художественной  ценностью.  В  60-е  граница между  искусством  и  реальностью  словно  стирается, промышленные дизайнеры увлекаются поп-артом – стилем, изначально отразившим массовую американскую культуру. Основоположником поп-арта (от англ. pop – «популярное», «общественное») считают  Энди  Уорхола.  Дизайн  явился  воплощением в жизни поп-символов. Поп-арт словно возвращает  предмет  в  искусство,  но  предмет  этот нарочито бытовой, связанный с современной индустриальной  культурой.

ИСТОРИЯ ИТАЛЬЯНСКОГО ДИЗАЙНА: 1940-е – 1990-е гг.

1970-е: радикальный дизайн

Знаковым  событием  начала  70-х  стала  прошедшая  в  1972  г.  в  Музее  современного  искусства  в Нью-Йорке  выставка  «Италия:  новый  домашний ландшафт».  До  этого  представления  о  состоянии искусства в Италии за рубежом складывалось исключительно  на  примере  живописи,  графики  и скульптуры, теперь и дизайн показал себя как явление  общенационального  масштаба.  На  выставке  были  представлены  работы  Джо  Коломбо,  Гаэ Ауленти,  Этторе  Соттсасса,  Марко  Дзанузо,  Марио Беллини, Гаэтано Пеше, Уго Ла Пьетра, Энцо Мари, групп Archizoom, Superstudio и Strum. Протест – так можно одним словом охарактеризовать настроение,  царившее  в  итальянском  дизайне 1970-х.  Новое  поколение  архитекторов  не  желало больше проектировать элегантные здания и, в продолжение  зародившейся  в  1960-х  тенденции, выступало против ориентированного на потребителя «хорошего дизайна». Движение получило название  «антидизайн»,  или  «радикальный дизайн».  Радикально  настроенная  молодежь искала  в  творчестве  альтернативные формы. Центрами радикального дизайна были Флоренция, Милан и Турин, где образовались авангардные группы, соревновавшиеся между собой в поиске новых оригинальных форм, в интерпретации через предметы своего взгляда на мир.

ИСТОРИЯ ИТАЛЬЯНСКОГО ДИЗАЙНА: 1940-е – 1990-е гг.

1980-е: постмодернизм

В 80-х в дизайне стала цениться прежде всего эмоция, которую мог передать  предмет.  Дизайн  превращается  в  своеобразную игру, а человек, для которого мебель проектируется, становится еще и активным ее участником. Вот основные черты эпохи постмодерна: свобода в  обращении  с  историческими  заимствованиями, нарочитое смешение первоисточников, парадоксы и гротеск. Принципиально новый подход к дизайну представляла студия с символичным названием Alchimia (1976–1989). Ее создателями были Этторе Соттсасс  (1917–2007),  Андреа  Бранци,  Микеле  де Лукки (род. в 1951 г.) и Алессандро Мендини. «Алхимией»  объединение  именовалось  потому,  что по  аналогии  со  средневековыми  лабораториями пытались найти «философский камень», который превратит простые материалы в драгоценные. «Алхимики» ориентировались на моду и массовые увлечения, полагая, что в дизайне можно совмещать ценности  массового  сознания  с  индивидуальным дизайнерским  видением  и  формировать  таким образом стиль жизни. В 1981 г. Соттсасс покинул студию, и лидером «Алхимии» становится Мендини. У него была своеобразная теория «банального дизайна». Банального – вовсе не значит скучного. Мендини стремился доказать, что «банальные» — обыденные – дома, мебель,  привычное  окружение  составляет  основную часть человеческой культуры. Что банальные объекты обладают своей красотой, которую можно подчеркнуть, иронично показав противоречие между художественным и повседневным. Мендини становится основоположником «редизайна» — новой интерпретации считавшихся классикой вещей. Продолжателем идей «Алхимии» стала культовая группа «Мемфис», буквально  создавшая  новую  реальность,  специфичную и театрализованную.

ИСТОРИЯ ИТАЛЬЯНСКОГО ДИЗАЙНА: 1940-е – 1990-е гг.

1990-е: хайтек, минимализм, игровой и интерактивный дизайн

Считается, что ставший популярным в 1990-е годы минимализм  появился  как  реакция  на  излишний символизм  постмодернизма.  Само  название  «минимализм» говорит о том, что дизайнеры в первую очередь делали ставку на минимум используемых средств.  Произведения,  созданные  в  этом  стиле, были предельно просты и аскетичны. Принципиальным был и отказ от цвета. Поверхности изделий были матовыми или металлически-матовыми, но изредка допускалось вкрапление золота и серебра. Минималистская  вещь предельно  функциональна,  она  не  претендует  на центральное  место  в  интерьере  и  обладает  свойствами  уживаться  со  всеми  остальными  предметами.  Стиль  хайтек  отразил  научно-технический прогресс в мебельном дизайне. С английского термин переводится как «высокие технологии», и появился он еще в 1978 г. Хайтек продолжил эстетическое  освоение  новых  технических форм,  начатое  конструктивистами  в  1920-х.  Основной  принцип хайтека – максимальная функциональность и внедрение технологий в среду  обитания  человека.  Кроме  того, в  эпоху  90-х  итальянский  дизайн  становится все более игровым и интерактивным –  предметы  предполагают  активное  участие потребителя.  В  дизайн  проникает  оп-арт  –  оптическое  искусство,  характеризующееся  применением  различных  оптических  иллюзий.

ИСТОРИЯ ИТАЛЬЯНСКОГО ДИЗАЙНА: 1940-е – 1990-е гг.

Полностью материал читайте в номере журнала Elite Interior №06/102 июнь 2014.

Написать комментарий