СВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ: ЯРКОСТЬ НА МАКСИМУМ

Споры о том, кто изобрел электрическую лампочку, не утихают вот уже более ста лет. Но задаетесь ли вы этим вопросом, каждый  день  включая  свет  у  себя  дома?  Мы,  не  задумываясь,  пользуемся гениальным  открытием,  благодаря  которому человеческая жизнь изменилась радикально. Сегодня появились  искусственные  источники  света,  которыми  можно управлять. Прогресс не стоит на месте, и вот уже лампа накаливания уходит в прошлое, ее вытесняют более совершенные  источники,  которые  не  только  вносят  комфорт  в  нашу повседневную жизнь, но и позволяют воплощать самые смелые  идеи.  Свет  обладает неисчерпаемыми  возможностями, главное – знать, как ими правильно распорядиться.

Текст: Анна Пашина

СВЕТ И ЭМОЦИИ

Интересно,  что  оттенки  света  влияют  на  наше настроение.  Этот  факт  обязательно  учитывает светодизайнер,  приступая  к  работе  над  проектом.  В  светодизайне  существует  даже  особое направление, получившее  название  «эмоциональное  течение».

«В  процессе  обработки  информации мозг интерпретирует визуальный образ в определенное настроение, — рассказывает ведущий светодизайнер компании Philips Сергей Сизый.  —  Есть  несколько  уровней,  влияющих на  наше  эмоциональное  восприятие.  Первый —  это  генетическая  память,  формировавшаяся на  протяжении  существования  человечества. Она характеризует наше отношение к цветам в принципе. К примеру, зеленый — самый распространенный цвет в природе, поэтому для нас он является естественным и реже других вызывает раздражение. Синий ассоциируется с водой, поэтому когда этим цветом окрашена или освещена стена, мы воспринимаем ее как прохладную, освежающую и успокаивающую. Второй уровень — культурный. Вот опять же зеленый. В исламе он  занимает  особое  место,  и  если  светодизайнер, к примеру, делает освещение мечети, то он должен  помнить,  что  этот  цвет  считается  традиционным  для  этой  культуры,  поэтому  будет предпочтительным. Третий уровень — половозрастной: дети и подростки больше любят яркие теплые оттенки. Пожилые люди отдают предпочтение холодным, приглушенным и пастельным, и для них привычным эмоциональным состоянием является гармония, равновесие и спокойствие. Женщинам  больше  нравятся  теплые  оттенки, мужчинам  —  холодные.  Четвертый  уровень  — персональный опыт, начиная с воспитания и заканчивая воспоминаниями о разных жизненных моментах, повлиявших на предпочтение того или иного цвета. Если говорить в целом, то холодные цвета люди воспринимают как спокойные, а теплые  —  как  активные.  Однако  в  каком-то  конкретном случае человек может не разделять общепринятые принципы и воспринимать оттенки света иначе». Например, психологи считают, что свет  с  желтым  оттенком  (теплый)  способствует пробуждению,  настраивает  на  положительный лад  и  стимулирует  к  работе.  Нейтральный  свет является  аналогом  полуденного  солнца,  не  вызывает негативных эмоций и настраивает на длительную работу. А холодный вызывает расслабление и успокаивает, подходит для отдыха, однако длительное воздействие такого света может вызвать апатию.

РОЛЬ СВЕТА В ИНТЕРЬЕРЕ

«Освещение  выполняет  многофункциональную роль,  —  считает  дизайнер  интерьеров  Марина Путиловская,  —  оно  подстраивается  под  нужды  и  состояние  человека.  От  того,  как  освещение спланировано, зависит комфорт обитателей дома. Неправильное освещение испортит даже самый  красивый  интерьер».  «Освещение  —  это  основной элемент в проектировании жилья, — согласен с ней архитектор Массимо Поджи, — и должно рассматриваться  в  том  аспекте,  как  пространство используется.  В  помещениях,  где  кипит  жизнь, — гостиной,  столовой,  на  кухне,  —  должно  быть как можно больше дневного света. В  приватных  комнатах  свет создаст  более  камерную  обстановку.  Кроме  того, благодаря освещению можно визуально моделировать пространство, достичь гармонии между высотой и объемом».

СВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ: ЯРКОСТЬ НА МАКСИМУМ

По мнению арт-директора компании Preciosa Ярослава Бейвла-младшего, при планировке освещения нужно исходить из функции помещения. «В рабочем пространстве свет должен отвечать установленным нормам и стимулировать деятельность, — говорит эксперт. — А в домашней обстановке он является инструментом, развивающим воображение».

По мнению специалиста по декоративному и техническому освещению компании Lighterra Елены Сауниной, «свет играет роль первой скрипки в создании функционального, комфортного и стилистически полноценного интерьера».

СВЕТОВОЙ СЦЕНАРИЙ ВАШЕГО ДОМА

Концепция  освещения  в  доме  —  один  из  ключевых  моментов,  о  которых  необходимо  подумать заранее. Елена Саунина советует: «Планировка необходимого количества источников света, их тип и возможные режимы работы нужно закладывать на этапе рабочей части дизайн-проекта, но предварительный  выбор  должен  происходить  еще  на  уровне эскизной проработки». Управляя освещением, в интерьере можно воссоздавать различные световые сценарии.  «Понятие  «световой  сценарий»  —  ключевое, когда речь идет о системах управления освещением, – поясняет Елена. — Заданные параметры (желаемая  интенсивность  освещения,  подходящая для  определенного  случая/времени  суток/занятия, шторы  и/или  жалюзи,  закрытые/открытые  полностью или частично) сохраняются в памяти системы управления, и человеку достаточно всего лишь нажать  на  кнопку,  чтобы  воссоздать  нужную  световую сцену». «В ХХ веке основные задачи освещения были  функциональными  и,  кроме  традиционного освещения пространства, человек ничего не требовал,  —  рассказывает  Сергей  Сизый.  —  Сейчас  мы переживаем  глобальные  изменения  технологий». По словам эксперта, в наше время используется несколько уровней управления освещением в интерьере.  Самый  простой  —  децентрализованный,  когда каждый прибор управляется своим выключателем. Следующий — когда выключатель заменяется диммером, позволяющим плавно менять интенсивность освещения.  Наконец,  «интеллектуальные»  централизованные  системы  управления  освещением;  их составляющие — контроллеры, панели управления, блоки питания, проводка и пр.  В наши дни более актуальной  становится  возможность  беспроводного управления. Архитектор Массимо Поджи признается, что в своих проектах предпочитает по максимуму использовать современные возможности регулирования и изменения освещения. «Они позволяют реализовать различные сценарии, чтобы создавать приятные  ощущения.  Ведь  каждый  день  приносит нам  новые  впечатления,  и  настроение  не  остается статичным», — убежден эксперт.

СВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ: ЯРКОСТЬ НА МАКСИМУМ

ТИПЫ ОСВЕЩЕНИЯ, МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА

Освещение бывает архитектурным и декоративным. «Архитектурное освещение в основном отвечает за внешнее стилевое решение здания и прилегающих к нему территорий, — рассказывает Елена Саунина. — Также к архитектурному освещению можно отнести техническое». Декоративное освещение, по словам Елены Сауниной, в основном создается люстрами, настольными лампами,  торшерами  и  настенными  светильниками,  которые  несут  в  себе  декоративную  нагрузку и помогают сделать правильный выбор для стилистической поддержки помещения. В интерьере техническое  и  декоративное  освещение,  как  правило, совмещаются. По  мнению  дизайнера  интерьеров  Марины  Путиловской, «декоративное освещение, в свою очередь, делится на три типа: парадно-выходное (общее), точечное и местное. Парадно-выходное — это люстра в  центре  зала,  являющаяся  акцентом  интерьера  и дающая много света. Точечное — бра и галогенки. Местное  —  настольные  лампы,  торшеры  и  приборы,  которые  освещают  определенную  точку  или зону». Каждая световая точка играет свою роль в помещении: люстра, к примеру, включается при необходимости  парадной  подачи  интерьера;  галогенки подсвечивают стены, камин, шторы; бра — проходные зоны, а настольные лампы — уютные кресла и диваны».

«Для освещения отдельных зон дома надо в первую очередь  исходить  из  заданных  параметров  помещения,  высоты  потолков,  колористического  решения и общего метража, — дает совет Елена Саунина. Эксперт уверена,  что  объем  помещения  можно  зрительно корректировать, меняя яркость света, отраженного от пола, стен или потолка: «Отраженный или  рассеянный  свет  зрительно  увеличивает  пространство. Уменьшить высоту потолка можно, если направить свет размещенных на нем светильников на стены. Чтобы потолок казался выше, его нужно ярко осветить».

Об  интересных  способах  освещения  рассказывает Массимо Поджи: «Сегодня в поисках красивых решений часто используют скрытое освещение, идентичное  проникающему  снаружи  свету.  Сами  светильники не видны, так как спрятаны. При таком освещении интерьер становится более рельефным, и при правильном решении достигается настоящая гармония».

ИСТОЧНИКИ СВЕТА, ТЕНДЕНЦИИ

СВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ: ЯРКОСТЬ НА МАКСИМУМ

По словам Сергея Сизого, изобретенная полтора века назад лампа накаливания до сих пор популярна, потому что идеально подходит для создания уюта. Однако у нее есть два существенных недостатка: большая энергоемкость и невозможность использовать повсеместно, так как она нагревается. «Я  очень  люблю  галогенки,  —  признается  Марина Путиловская.  —  Именно  они  создают  в  интерьере золотой, струящийся свет, который не бьет в глаза и дает достаточный уровень освещенности и игры с предметами и деталями». Более того, популярные светодиоды являются самыми яркими источниками света.  «Светодиодные  энергосберегающие  технологии в последнее время шагнули далеко вперед, и мы стараемся оснащать ими все новые проекты, — рассказывает арт-директор Preciosa Ярослав Бейвл-младший. — Сейчас большой популярностью пользуются  светильники  с  несколькими  источниками освещения. А еще тренд — помещать классические люстры в современные интерьеры».

Полностью материал читайте в номере журнала Elite Interior №04/100 апрель 2014.

Написать комментарий