Интервью с архитектором Палле Бо Расмуссеном
Команда KHR Architecture: Associated Director Palle Bo Rasmussen, CSO Peter Nielsen, COO Henrik Danielsen, CCO Mikkel Beedholm, CEO Lars Kragh, CCO Janina Zerbe

Палле Бо Расмуссен (Palle Bo Rasmussen), датский архитектор MAA, ассоциированный партнер KHR Architecture, руководитель направления по международному развитию и куратор проектов фирмы в Европе, в том числе и в России. В настоящее время KHR открывает филиал в Германии (Берлин) и рассматривает перспективы покорения быстрорастущего профессионального российского рынка. Работая над текущими проектами в Берлине и Москве, бюро KHR предлагает полный спектр архитектурных услуг местному заказчику.

Интервью с архитектором Палле Бо Расмуссеном
Палле Бо Расмуссен, архитектор MAA, ассоциированный партнер бюро KHR Architecture, сооснователь российско-датского архитектурно-дизайнерского бюро SOURCE

Господин Расмуссен, что вы думаете о новом глобальном мегатренде развития города в постпандемическом и экологическом пространстве?

Для нас город – это организм, который подвержен постоянным изменениям. На протяжении веков европейский город развивался как замкнутое средневековое сообщество, а уже индустриализм, модернизм и постмодернизм превратили его в то, что сегодня можно рассматривать как центр социального взаимодействия и коммуникаций.

В постиндустриальный период, когда все производство, в основном, сосредоточилось в Китае, других странах Азии и на Ближнем Востоке, в европейском городе освободились обширные  территории, подходящие для новых градообразующих структур. Кроме того, портовые районы опустели, поскольку грузоперевозки перешли от отдельных мелких поставок к единой контейнерной системе. Дальнейшая непрерывная цифровизация многих административных функций, таких как банковское дело и страхование, снизила потребность в офисных помещениях в центре города. Подобные и, возможно, даже более заметные изменения коснулись и розничной торговли: за последние несколько лет количество магазинов значительно сократилось.

Кроме того, очевидные изменения климата повысили осознание острой необходимости в сокращении потребления электроэнергии и прекращении загрязнений окружающей среды. В этой связи возникли новые вопросы о функциях и назначениях городов. Как можно оживить европейские города? Как можно использовать заброшенные промышленные и портовые территории? Как можно наполнить пустые торговые площади в центре города новыми, жизнеспособными объектами? Тенденция, на мой взгляд, очевидна: портовые районы застраиваются жилыми комплексами, промышленные здания отдаются под дизайнерские офисные помещения, а прежние торговые точки в центре города заменяются все большим количеством различных фуд-кортов – кафе, ресторанов, рынков и т.д.

Один из наиболее интересных наших проектов представляет собой еще один путь реформации города. Это дом престарелых «The Kverdalen» (Берген, Норвегия) – жилое строение и центр ежедневного ухода за пожилыми людьми. Начиналось все с того, что муниципалитет округа в какой-то момент решил построить новое здание в заброшенном районе. Идея состояла в том, чтобы дать пожилым гражданам возможность всецело погрузиться в общую городскую среду. В результате чего был создан самостоятельный и жизнеспособный городок в рамках большого города. Нижний этаж здания отвели под уровень сосуществования горожан и жителей нового дома – здесь разместили магазины, парикмахерские и кафе.

Почти во всех проектах мы стремимся создать долговечные решения, сократить выбросы углекислого газа и снизить потребление электроэнергии. Для жилых проектов мы используем определенные материалы и восполняемые источники энергии. В рамках градостроительного планирования природоохранные меры несомненно повлекут за собой значимые изменения инфраструктуры. В моем родном Копенгагене сегодня по центру города гораздо комфортнее передвигаться на велосипедах по удобным дорожкам или на новом общественном транспорте с низким уровнем вредных выбросов.

Я думаю, это отличный пример для подражания многим европейским городам, хотя прекрасно понимаю, что Копенгаген, по сравнению с другими мегаполисами, очень мал и такие решения не всем подойдут. Полагаю, пандемия COVID 19 добавит еще один прецедент для перемен в городских моделях, и нам придется учитывать и этот фактор. Я думаю, что все зависит от того, будет ли на эту обособленную социализацию спрос или мы сможем вернуться к нормальному посещению концертов, опер, музеев, различных мероприятий.

Как организовано датское социальное жилье?

Социальное жилье в Дании находится под контролем нескольких ассоциаций, каждая из которых управляет определенным жилым фондом. За этим соглашением стоит особая социально-разграничительная концепция. Потенциальные арендаторы ассоциации избирают правление, которое ходатайствует о поддержке от правительства через гранты. При этом ассоциации должны быть самоокупаемыми и реально управляемыми.

Чтобы получить грант от правительства на новое здание, ассоциация должна подать заявку в соответствии с определенной процедурой. Далее следует подписание обязательства о строительстве по самым высоким стандартам. Идея этой системы заключается в обеспечении малоимущих работников добротным жильем. Мы гордимся, что наши проекты выполнены очень качественно и обладают индивидуальной архитектурой.

В 50-х и 60-х годах прошлого века было особенно много замечательных примеров социального жилья в Дании. Но по сегодняшним меркам многие их тех квартир не подходят для комфортного проживания, и в настоящее время  ассоциации инвестируют довольно большие средства для соответствия квартир нынешним стандартам. А в 70-е годы были запущены самые масштабные проекты социального жилья, когда строили по всей стране. Несмотря на довольно солидную архитектуру этих жилых домов, сегодня, к сожалению, скопление большого числа малообеспеченных семей, семей на социальной поддержке и иммигрантов привело к образованию целых гетто-общин.

Какие меры сегодня предпринимаются в связи с преобразованием и обновлением крупномасштабных проектов социального жилья?

Для того чтобы изменить эту, прямо скажем, неудачную структуру крупномасштабного проекта по социальному жилью, делаются довольно значительные инвестиции в восстановление и переделки структуры зданий. Эти меры варьируются от сноса некоторых жилых блоков и изменения ландшафта до перепланировок квартир.

Основная идея, конечно, состоит в том, чтобы организовать безопасную и комфортную среду в жилых домах с неизменно высоким архитектурным качеством. Ощущение безопасности создается путем формирования открытого ландшафта с лучшим обзором и контролем. В квартирах предусмотрено хорошее естественное освещение и увеличение размеров жилого пространства. Для создания высокой социальной ответственности, и ландшафт, и апартаменты организуются таким образом, чтобы взаимодействие между жителями было естественным и свободным. В ландшафте это означает, к примеру, введение пересекающихся дорожек и формирование зон отдыха  и детских площадок. В квартирах достраиваются или видоизменяются балконы для лучшей коммуникации с соседями и прохожими. Ведь мы понимаем, что дом для человека – это не просто архитектурное строение, это целый мир!

Фото: KHR Architecture

ELITE Interior # 9/160 сентябрь 2020