Архитектор и дизайнер Джо Понти
Джо Понти, архитектор, дизайнер, основатель и главный редактор журнала Domus. Обложка журнала 1979 года

До 5 мая 2019 года в парижском Музее декоративно-прикладного искусства проходит выставка, посвященная одному из самых влиятельных архитекторов и дизайнеров ХХ века: Джо Понти (1891-1979). Ретроспектива «Tutto Ponti: Gio Ponti, archi-designer» («Весь Понти: Джо Понти, архи-дизайнер») охватывает всю карьеру Понти, который вошел в историю как отец-основатель послевоенных архитектуры и дизайна Италии и мог, как говорил его друг Эрнесто Натан Роджерс, спроектировать всё что угодно – «от ложки до города».

Джо Понти предпочитал называть себя «художником, влюбленным в архитектуру». За весь свой долгий творческий путь: с 1921 по 1978 годы – ему удалось возродить архитектуру и дизайн родной Италии, сильно пострадавшей после Второй Мировой войны, и поднять их на невероятно высокий уровень. Во многом благодаря ему словосочетание «Made in Italy» («Сделано в Италии») стало брендом, означающим высочайшее качество и безупречный стиль. Его в равной степени привлекали промышленный дизайн и ремесло, архитектура и проектирование интерьеров, дизайн мебели и светильников, керамика и создание изделий из стекла. Он прославился как главный редактор одного из первых в мире архитектурных журналов – «Domus», который он основал в 1928 году, и как автор частных и общественных зданий, в том числе университетов, музеев и соборов.

Джо (полное имя – Джованни) Понти родился в Милане в 1891 году. В 1921-м он оканчивает Миланский Политех и женится на Джулии Вимеркати, с которой впоследствии у них было 4 детей и 8 внуков. Одним из первых проектов молодого зодчего становится дом на виа Рандаччо, в котором он новаторски интерпретировал принципы классической архитектуры. В 1923 году он становится арт-директором прославленной фарфоровой мануфактуры Richard Ginori, для которой он создает коллекцию, представленную на Биеннале декоративно-прикладного искусства в Монце.

В 1925-м в Париже он получает первый приз в категории «Керамика» на Международной выставке декоративно-прикладного искусства и современного промышленного дизайна. Во французской столице Джо знакомится с Тони Буйе, главой компании Christofle, от которого получает свой второй архитектурный заказ. Буйе поручает ему строительство загородного дома в пригороде Парижа – Понти назвал проект «L’Ange Volant» («Летящий ангел»). В нем он совместил простоту форм, представления о комфорте и палладианские пропорции, поэкспериментировав впервые с новаторской концепцией «Итальянского дома», о которой он подробно расскажет в книге «La casa all’Italiana», опубликованной в 1933 году. В 1927-м Понти открывает архитектурное бюро с компаньоном Эмилио Ланча. Они проектируют дома в Милане, приспособленные под нужды современной семьи: внутренние пространства поделены на три зоны – гостиную, спальню и хозяйственную часть. В эти годы он знакомится с творчеством группы «Новеченто», дружит с художниками Карло Карра и Марио Сирони, а также начинает сотрудничать с венецианской стекольной мануфактурой Venini. Кроме того, для итальянских магазинов он создает недорогую мебель очень простых форм, которую называет «La Rinascente». В 1930-х годах Понти прекращает сотрудничество с Ланча, открывает бюро с инженерами Антонио Форнароли и Эудженио Сончини, и они получают первый крупный заказ – проект штаб-квартиры компании Montecanti в Милане. Параллельно Джо создает светильники для Fontana Arte, столовые приборы, текстиль и мебель еще для нескольких итальянских компаний. 1940-е годы отмечены в его карьере активной издательской и выставочной деятельностью: в журнале «Domus» он активно пропагандирует престиж и новаторство «Made in Italy». Десятилетие с 1950 по 1960 годы – самый успешный период в творчестве архитектора. В 1950-х он строит первый небоскреб в Милане – башню Pirelli и виллу Планкарт в Каракасе.

В 1957-м выпускает суперлегкий стул Superleggera для Cassina, который одним пальцем может поднять даже ребенок.

В 1970-м одной из самых заметных его работ становится кафедральный собор в итальянском городе Таранто, а в 1974-м – Художественный музей Денвера.

Архитектор и дизайнер Джо Понти
Кафедральный собор Gran Madre di Dio в итальянском городе Таранто, 1964-1970. Источниками вдохновения Понти были традиционная архитектура Апулии, аскетизм францисканцев и готика

Понти – обладатель множества престижных наград, в том числе золотой медали Парижской академии архитектуры; ему была присуждена докторская степень Королевского колледжа искусств в Лондоне. Его работы вдохновляли современников и продолжают вдохновлять нынешнее поколение архитекторов и дизайнеров.

Текст:  Анна Пашина

Фото предоставлены пресс-службой Musée des arts décoratifs de Paris

ELITE Interior, # 3/149 март 2019