Фабио Новембре: эксклюзивное интервью с дизайнером
Фабио Новембре, архитектор и дизайнер

Фабио Новембре – итальянский дизайнер и архитектор с внешностью голливудской звезды и талантом блестящего инженера. Он легко нарушает установленные другими правила и терпеть не может стандарты. Своим главным источником вдохновения харизматичный Фабио называет женское тело и настаивает на том, что дизайн должен быть сексуальным, – за что заслужил славу эпатажного провокатора. Осенью Новембре приезжал в Москву, чтобы выступить с мастер-классом «My Way» («Мой путь») на выставке Salone del Mobile.Milano Moscow и дал эксклюзивное интервью ELITE Interior.

Фабио Новембре: эксклюзивное интервью с дизайнером
Фабио Новембре с креслом Nemo, которое он спроектировал в 2010 г. для Driade. Фото: Settimio Benedusi

Если бы ребенок задал вам вопрос: «Что такое дизайн?», как бы вы на него ответили?

Детский мозг не перегружен пока информацией, как взрослый. Малыши руководствуются инстинктами, они гораздо ближе к природе, чем мы. Но при этом они способны понимать гораздо больше, чем думают взрослые, – понимать не рационально, как мы, а по-своему. И поэтому, я уверен, мне не пришлось бы долго и нудно объяснять ребенку, что такое дизайн, – он бы на инстинктивном уровне понял бы сразу, если бы захотел. А дети, в отличие от нас, всегда очень хорошо знают, чего они хотят. К сожалению, эту непосредственность восприятия мы, вырастая, теряем – и к старости, за редким исключением, от нее не остается и следа.

Фабио, вы – отец двух дочек. Поменялся ли ваш подход к дизайну с их рождением? И делите ли вы дизайн на «взрослый» и «детский»?

Я хорошо помню своих дочерей в возрасте шести лет – тогда они начали ходить в школу. И отлично помню, что в тот период они сразу повзрослели – у них появились обязанности, ответственность. И я относился (и отношусь) к ним, в частности, и к детям вообще, как к взрослым, ведь вся разница между нами – в масштабе. (Улыбается.) И мебель для детей нужно проектировать как для юных мужчин и женщин, точно не малышовую. Они хотят, чтобы их окружали предметы, как у взрослых, и моя задача – скорректировать размер этих предметов. Мне – как папе и как дизайнеру – очень нравится ставить себя на место дочек и пытаться смотреть на мир их глазами, – всё сразу кажется совсем другим.

Фабио Новембре: эксклюзивное интервью с дизайнером
Бутик Stuart Weitzman, Рим, 2006. Интерьер, «обмотанный» лентами, по словам дизайнера, отсылает к завернутому Рейхстагу Христо
Фабио Новембре: эксклюзивное интервью с дизайнером
Проект штаб-квартиры Lamborghini S.p.A., Болонья, 2017

В каком месте на планете вам комфортнее всего работать, а в каком – отдыхать?

Ой, я по своей природе – кочевник, постоянно путешествую, все время в движении. Знаете, у англичан есть пословица: Wherever I lay my hat, that’s my home («Мой дом там, где моя шляпа») – это про меня. Но с тех пор как у меня появились дочери, мой дом – там, где они. Вдали от моих девочек мне тоскливо и одиноко, время, проведенное не с ними, я считаю потерянным. Но если мы путешествуем вместе, мой дом в буквальном смысле слова повсюду. И вообще я убежден, что мы сами создаем вокруг себя ту реальность, которую хотим, – всё в наших руках. И легко по собственной воле можем менять условия своей жизни – как угодно и когда угодно.

Пикассо говорил, что искусство и сексуальность – это одно и то же и что искусство может быть только эротическим. Если слово «искусство» заменить на «дизайн», вы сделали бы эту фразу своим творческим кредо?

О да! Мне вообще Пикассо близок по духу, под многими его высказываниями я готов подписаться. Эротика, чувственность – это же основной инстинкт мужчин и женщин, основа их взаимоотношений. И благодаря этим взаимоотношениям появляется новая жизнь. И эти отношения невероятно красивы, мне они напоминают страстный танец – самый древний из всех танцев на земле. До того как человечество стало цивилизованным и в танцах, таких как вальс, например, партнер отдалился от партнерши на почтительное расстояние, люди были ближе друг другу во всех смыслах. Я учился на режиссера в Нью-Йорке, и меня часто спрашивают: «Фабио, а ты вообще снимать фильм планируешь?» И я отвечаю, что непременно – и это будет порнофильм, очень красивый и поэтичный.

Что-то в стиле Гаспара Ноэ?

Близко, но еще более откровенно.

Фабио, а есть ли для вас табу в профессии? Дизайн чего вы наотрез бы отказались разрабатывать?

Я точно не стал бы делать оружие. Но вообще вещи сами по себе не являются хорошими или плохими. Всё зависит от того, как мы будем их использовать. Оружие – исключение, оно в любом случае несет только негатив. Но большинство предметов полезными или опасными делает человек. Вот, например, в Китае вилка считается оружием – потому что ей можно нанести человеку серьезные повреждения. А для нас это просто предмет сервировки.

Интервью:  Анна Пашина
Фото предоставлены пресс-службой Fabio Novembre

ELITE Interior, # 12-1/147 декабрь/январь 2018/19

Написать комментарий