НИКОЛАЙ ШУМАКОВ
Николай Шумаков – президент Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов, главный архитектор ОАО «Метрогипротранс», академик Российской академии художеств. Чтобы перечислить все его титулы, не хватит страницы, а чтобы напечатать все проекты – и самого объемного журнала. Москвичи объектами Шумакова активно пользуются: станции метро «Воробьевы Горы», «Парк Победы», «Коньково», «Теплый Стан», «Ясенево», «Красногвардейская» и многие другие – это его работы, так же как и уже ставший достопримечательностью Москвы Живописный мост в Крылатском. К сожалению, многие имени автора не знают, но Николай Иванович не в обиде: главное для него – хорошая архитектура, а не слава. В преддверии старта организованного нашим журналом спецпроекта Hotel House Home, который пройдет в ЦДХ при поддержке Союза архитекторов России, Николай Шумаков отвечает на вопросы ELITE Interior.
ИНТЕРВЬЮ: Анна Пашина

НИКОЛАЙ ШУМАКОВНа фото слева: Станция метро «Борисово»
На фото справа: Живописный мост в Крылатском

Какие задачи являются сейчас для Союза архитекторов самыми важными?
В приоритете – две глобальные задачи: архитектурное возрождение регионов и привлечение молодежи. Архитектурное возрождение – мечта, может быть, наивная, но мы пытаемся ее осуществить, так как на периферии с архитектурой просто катастрофа. А если мы молодежь сейчас в Союз архитекторов не привлечем – то всё, через три года Союза не будет. В московском дела обстоят хорошо: в прошлом году 300 новых членов приняли, соотношение между молодыми и пенсионерами нормальное, из 4,5 тыс. членов Союза архитекторов 2,8 тыс. – практикующие. А что происходит в Питере? Из 1,5 тыс. только 270 – практикующие!
А новые члены – это выпускники МАрхИ?
Не только. У нас нет «любимчиков», позиция Союза архитекторов в этом отношении принципиальная – мы принимаем и любим всех: и выпускников МАрхИ, и школы МАРШ, и Государственного университета по землеустройству, и Московского государственного строительного университета, и колледжей. Если человек говорит, что он – архитектор, значит, это любовь и друг на все времена.
А какие фестивали и конкурсы Союз архитекторов организует?
Очень важным для нас является международный фестиваль «Зодчество» – смотр достижений в области архитектурной и градостроительной деятельности городов и регионов России. «Зодчеству» в этом году исполняется 25 лет, и юбилей надо по русской традиции широко отпраздновать. Недаром мы «Гостиный двор» взяли в аренду – площадей много, развернуться есть где. Фестиваль переживал разные периоды – очень яркий был лет 15 назад, когда в нем приняли участие представители 40-45 регионов. А в прошлом году было только 8, не очень хороший показатель. В 2017-м хотим поставить себе такую отметку – 40 регионов пригласить. Кроме того, на «Зодчестве-2017» пройдет учрежденный Союзом архитекторов первый смотр-конкурс Национальная премия «Лучший интерьер». Он будет проведен по двум разделам: «Проект» и «Реализация», а каждый из них включает три основные номинации: «Жилой интерьер», «Общественный интерьер» и «Промышленный интерьер». В разделе «Реализация» будут еще три дополнительные номинации: «Лучшее колористическое решение», «Лучшая разработка применения систем освещения в интерьере», «Использование натуральных материалов в интерьере». В состав жюри войдут известные дизайнеры и архитекторы, а его лауреаты получат денежную премию и диплом Союза архитекторов России.
Николай Иванович, а какие у вас сейчас, как у главного архитектора «Метрогипротранса», проекты в разработке?
В активной разработке пять вокзалов для высокоскоростной магистрали (ВСМ) – это такая железная дорога, по которой поезд идет со скоростью 400 км/ч. Нигде в мире нет еще подобных ВСМ – есть те, по которым составы мчатся со скоростью 300, 350 км/ч, но чтобы 400 – такого нет даже в Китае, где сеть высокоскоростных магистралей очень развита. К слову, «Метрогипротранс» проектирует ВСМ совместно с китайцами. Всего проект включает 13 вокзалов и саму магистраль, наши – 5 самых крупных вокзалов: два – в Нижнем Новгороде, по одному – в Казани, Петушках и Чебоксарах. Это будут масштабные сооружения совершенно космической архитектуры, потому что сам транспорт – космический: 400 км/ч – это не шутка! Вокзалы все утверждены уже. Кроме того, сейчас я станции метро проектирую: участок Третьего пересадочного контура и еще ряд линий. До этого был аэровокзальный комплекс «Внуково-1».

НИКОЛАЙ ШУМАКОВ
На фото слева: Бутовская линия Московского метрополитена. Эстакадный участок
На фото справа: Станция метро «Сретенский бульвар»

Кто нынче, по вашему мнению, находится в авангарде российской архитектуры?
Как Президент Союза архитекторов, имен я называть не могу. Но скажу, что самой высокопрофессиональной, узнаваемой, интересной архитектурной школой в России – и, не побоюсь сказать, в мире – является московская. Есть еще школы: питерская, нижегородская – тоже очень известные, но московская выделяется. И есть у нас в стране несколько персоналий – люди космического, международного масштаба, и их мастерские соответствуют высочайшему уровню – не с точки зрения Москвы, а с точки зрения мировой архитектуры.

НИКОЛАЙ ШУМАКОВ  Николай Шумаков на фоне написанных им портретов. Он – не только архитектор, но и талантливый художник

Полностью интервью читайте в выпуске журнала ELITE Interior № 5/131 май 2017

Написать комментарий