МНОГОГРАННЫЙ БЕЛЛИНИ
Марио Беллини, архитектор, дизайнер. © Albert Greenwood

Марио Беллини – всемирно известный архитектор и дизайнер. Выпускник миланского Политеха (1959 г.), он 8 раз становился лауреатом премии «Золотой циркуль», с 1985 по 1991 гг. возглавлял культовый журнал Domus, 25 его работ входят в постоянную экспозицию нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА). Здания, спроектированные бюро Mario Bellini Architects во многих городах мира, стали местными достопримечательностями. 12 октября Марио Беллини проведет мастер-класс на выставке Salone del Mobile.Milano Moscow, и в преддверии встречи с архитектором-легендой мы вспоминаем самые значимые его проекты.

Если верить в то, что имя влияет на человека, то в истории Марио Беллини свою роль сыграла фамилия. В ее основе можно услышать «bello», что с итальянского переводится как «красивый» (к слову, такую же фамилию носили знаменитые живописцы эпохи Возрождения Джованни и Джентиле Беллини). Красота – это то, что переполняет жизнь Марио и чем он щедро делится в своих проектах. Крыша выставочного центра «Portello» в Милане напоминает летящий шелковый платок (кстати, та же задумка прослеживается и в оформлении павильона исламского искусства в Лувре).

МНОГОГРАННЫЙ БЕЛЛИНИ
Крыло исламского искусства Лувра, 2005–2012. Париж. © Philippe Ruault

Штаб-квартира «Natuzzi Americas» (США) похожа на корабль. Национальная галерея Виктории в австралийском Мельбурне – это четкая геометрия, необычные цветовые и конструкторские решения: мозаичный потолок здания словно сливается с небесной радугой.

Ни одна работа не повторяет другую, но в них всегда присутствует нечто, присущее стилю Беллини. Четкость линий он словно играючи смягчает плавными изгибами, брутальные бетон и металл сочетает с прозрачным стеклом, тем самым придавая всей конструкции кажущуюся легкость. Мастер дает дорогу свету, играет с ним, раскрашивает в разные оттенки, то приглушая, то позволяя светить на полную мощность. Архитектура и дизайн дополняют друг друга, ведь автор лучше, чем приглашенный предметный дизайнер, знает особенности своего проекта и создает для него оптимальный интерьер. Фасад у Беллини всегда несет определенный месседж, является визитной карточкой компании или институции, для которых предназначен, но в то же время неизменно функционален.

Почерк Беллини легко узнается в зданиях, которые он спроектировал во многих странах мира, при этом он обязательно учитывает и передает специфику той или иной местности, города и страны. Он работает не только со зданиями, в его портфолио – кресла и диваны, стулья и светильники, печатные машинки и платежные терминалы… Малые формы или крупные – не важно, во главе угла – эстетика и функциональность.

Начиналась карьера одного из классиков итальянского дизайна в далекие 60-е. После учебы в миланском Политехе, получив диплом архитектора, Беллини погружается в промышленный дизайн. Сначала занимается оргтехникой – печатные машинки, кассовые аппараты, компьютеры и принтеры, созданные им, появляются в офисах итальянских компаний. Дальше было сотрудничество с мебельными фабриками: когда в конце 70-х швейцарская «Vitra» обратилась к Марио Беллини с предложением о сотрудничестве, он создал линейку офисных кресел с механизмами, которые подстраивались под пользователя.

В конце 80-х годов, имея немало наград и премий в области промышленного дизайна, Марио Беллини обращается к архитектуре. В те годы он открыл собственное бюро, которое на данный момент насчитывает более 250 сотрудников.

Еще одна область, где преуспел мастер, – выставочный дизайн и музейная сценография. Порядка двух десятков выставок, посвященных истории дизайна и современной архитектуре, искусству Ренессанса и барокко, оформил Марио Беллини: в профессии он уже более полувека.

Сейчас в работе – «Новый экогород» Чжэньцзян в Китае и жилой культурно-спортивный комплекс «Оазис» в районе Персидского залива. Они – в перспективе, а одно из значений этого слова – вид вдаль, открывающийся с какой-либо точки. Именно поэтому Беллини, которому сейчас больше 80 лет, не спешит уходить на покой. Его взгляд всегда обращен только вперед, где уже прорисовываются новые, пока еще воздушные замки, которые в скором времени обретут вполне реальные черты.

Текст:  Александра Чемодурова
Фото предоставлены пресс-службой Mario Bellini

ELITE Interior, 10/145 октябрь 2018

Написать комментарий