ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
© Фото: Петр Титаренко

Елена Юрьевна Гагарина – генеральный директор историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Уникальный музей включает в себя Оружейную палату и архитектурный ансамбль Соборной площади: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты, колокольню «Иван Великий», а также выставочные залы в Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриарших палат. Искусствовед по образованию, выпускница МГУ им. М.В. Ломоносова, Елена Гагарина не только заведует главной сокровищницей страны. Под ее руководством музей организует выставочные проекты, проводит научные исследования и реставрационные работы, издает каталоги редчайших коллекций. О предстоящей выставке «Людовик Святой и сокровища Сент-Шапель», любимых музеях мира и своем отношении к современному дизайну Елена Гагарина рассказала в интервью журналу ELITE Interior.
ИНТЕРВЬЮ: Анна Пашина
ФОТО: Музеи Московского Кремля

Елена Юрьевна, 25 января Вы получили звание почетного профессора МГУ им. М.В. Ломоносова за вклад в развитие музейного дела в России и плодотворное сотрудничество с МГУ. Что значит для Вас это звание и какую роль Университет играл и играет в Вашей жизни?
Образование для человека – чрезвычайно важная вещь, и МГУ для меня – это всё. Это не только определенный запас знаний, но и основа, которая дает возможность развиваться и строить отношения с людьми на профессиональном уровне. Московский университет – это, безусловно, лучшее учебное заведение страны, его диплом всегда высоко ценился не только в России, но и за рубежом. А отделение истории и теории искусства, которое я оканчивала, – это уникальное подразделение в университете. Преподаватели готовили нас себе на смену. Они говорили о том, что должны научить студентов не только всему, что знают сами, но и дать нам возможность развиваться, учиться понимать, осваивать новые области.
Ваша кандидатская диссертация была посвящена английской книжной миниатюре XVIII в. Вы 20 лет проработали в ГМИИ им. А.С. Пушкина хранителем английской графики. Почему Вам интересен этот период и это направление в искусстве?
Изначально я собиралась заниматься русским искусством XVIII в., но потом так получилось, что диплом писала по акварельным портретам XIX в. Когда пришла работать в ГМИИ им. А.С. Пушкина, стала хранителем английской графики, и у меня появилась возможность вернуться к изучению искусства XVIII в. Диссертацию писала о книжных иллюстрациях. Почему Англия? Мне хотелось основываться на том, что я держала в руках, что можно было использовать, увидеть на реальных памятниках. Ведь теоретические представления мало имеют отношения к действительности – не хотелось писать работу на картинках, которые я никогда не видела, работать с репродукциями не так занимательно. Поэтому единственная оригинальная английская графика, которая была в моем распоряжении, – это книжные иллюстрации.
На посту директора Музеев Московского Кремля Вы поддерживаете отношения с ГМИИ им. А.С. Пушкина?
Конечно! У меня там очень много друзей, и у нас постоянно возникают деловые контакты, делаются выставки, на которые Пушкинский иногда у нас берет вещи, мы иногда из Пушкинского музея что-то принимаем. Коллеги приходят смотреть наши проекты, естественно, мы не оставляем без внимания то, что делают они.
ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
Слева: Интерьер Успенского собора
Справа: Колокольня «Иван Великий»

3 марта в Музеях Московского Кремля открывается выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Расскажите, пожалуйста, о ней.
Эта выставка посвящена очень интересной теме, которая редко освещается, – Франции XIII в., эпохе крестовых походов. Святой Людовик участвовал в них, он был самым главным и важным европейским монархом того времени. Именно он привез в Европу христианские реликвии, главной из которых является терновый венец. Для его хранения был построен совершенно удивительный готический памятник – часовня Сент-­Шапель. Нас до сих пор поражают ее великолепные витражи, которые, по задумке Людовика, были созданы, чтобы вызвать у человека особенное ощущение оторванности от реальности, от окружающего мира. Здесь он мог погрузиться в божественное созерцание и приложиться к священным реликвиям.
ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
Слева: «Двойная помолвка». Витраж из Сент-Шапель, 1230–1248, Франция, Центр Национальных памятников (© Patrick Cadet / Centre des monuments nationaux)
Справа: «Людовик Святой». Деревянная скульптура. Париж, Национальный музей Средневековья (Музей Клюни) (© RMN-Grand Palais (musée de Cluny — musée national du Moyen-ége) / Franck Raux)

Мы демонстрируем один из реликвариев тернового венца, предметы из сокровищницы Людовика Святого, который был очень состоятельным государем. В его время делалось множество заказов на изготовление реликвариев, особенно в Лиможе – средневековом центре создания эмалей. Кроме того, Людовик Святой был заказчиком книг с иллюстрациями, которые рассказывают о крестовых походах, о войне, о поклонении святым. Эти книги с совершенно удивительными сценами из жизни XIII в. мы также покажем. И, конечно, знаменитые витражи: посетители увидят те, что были сняты в XIX в. для реставрации и никогда не вывозились за пределы Франции.
ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
Слева: Корона-реликварий. Париж, Музей Лувра (© RMN-Grand Palais (musée du Louvre) / Martine Beck-Coppola)
Справа: Нижняя крышка переплета Евангелия Сент-Шапель, 1260–1270 (?), Париж, Национальная библиотека Франции (BNF)

Расскажите, пожалуйста, о научной и реставрационной деятельности Музеев Московского Кремля. Какие открытия были сделаны за последнее время?
Открытия делаются не только во время реставрационных работ, но значительно проще исследовать памятник, когда есть возможность снять какие­-то наслоения, провести реставрацию. И каждый раз это достаточно сложная совместная работа реставраторов и хранителей. Иногда она занимает не один год – есть памятники, которые реставрируются десятилетиями: я говорю не только об архитектуре, но и о тканях, одеяниях с вышивкой и металлическими накладками. Они не только реставрируются, но и изучаются. Недавно мы закончили реставрацию очень важного памятника – саккоса митрополита Алексия XV в. Сейчас закончена реставрация двух царских венцов. Научные статьи, которые пишутся по материалам этих работ, – чрезвычайно интересная тема. Мы пишем и публикуем каталоги-­резоне наших коллекций постепенно, и целый ряд очень важных коллекций уже опубликован. Например, не так давно мы опубликовали византийскую коллекцию – с очень редкими памятниками, которые собирались при царском дворе. На подходе – каталог домонгольской коллекции.
Какие музеи мира и галереи Вы любите?
Я вообще люблю музеи. Есть маленькие музеи, которые нисколько не хуже, чем большие. Вот, например, Метрополитен­-музей в Нью-­Йорке и Коллекция Фрика – их экспонаты не уступают друг другу по качеству и значимости. В одном музее может быть не столь богатое собрание, но совершенно удивительная архитектура и парки. Яркие примеры – английские дома, построенные братьями Адам, и спроектированные Кейпабилити Брауном парки вокруг них. Дом-­музей – это тоже особенное пространство, и есть прекрасные дома-­музеи, как, например, Дом Чайковского в Клину, квартира Шаляпина в Петербурге. Мне вообще очень хочется, чтобы люди приходили в музеи не для галочки, а проводили там время с удовольствием. И ощущали себя не туристами, но путешественниками.

Полностью интервью читайте в выпуске журнала ELITE Interior №129 март 2017

Написать комментарий