БЕСЕДЫ С ЗЕМЛЕЙ
Колин Окашимо на заводе PRC в городе Сямынь, Китай
Метод, которым пользуется ландшафтный архитектор Колин Окашимо, японец по происхождению, человеку западной культуры покажется чересчур экзотичным. Приступая к работе, Окашимо медитирует – и именно глубокую медитацию считает основой своего творчества. Но то, что для европейца – экзотика, для японца – привычная практика, помогающая обрести гармонию с собой и – как следствие – с миром. Свой личный опыт Колин Окашимо стремится передать другим – создавая совместно с командой своей студии Colin K. Okashimo and Associates дающие ощущение покоя проекты и арт-объекты, которые хочется разглядывать долго-долго, слушая журчание ручья и позабыв о суете.
ИНТЕРВЬЮ: Анна Пашина

Г­н Окашимо, где вы родились и учились?
Я – представитель уже третьего поколения семьи Окашимо, появившийся на свет в Канаде. Родился в 1958 г. в Торонто. Окончив канадский Университет Гвельфа в 1982 г. и получив диплом ландшафтного архитектора, я 13 лет проработал в архитектурном бюро Belt Collins, стал его представителем в Сингапуре, Малайзии и Таиланде. А в 1996 г. решил открыть собственную студию Colin K. Okashimo and Associates. В 1999­м я получил степень магистра искусств в Колледже искусств и дизайна в Челси, а в 2007­м – степень доктора в Лондонском университете. Вот уже 33 года я живу в Сингапуре и в течение длительного времени проекты осуществлял преимущественно в Азии – на Мальдивах, Маврикии, Сейшелах. В прошлом году вот открыл офис в Лондоне – теперь планирую работать и в Европе.
Что оказало – и, возможно, оказывает – значительное влияние на вашу жизнь и восприятие мира?
Процесс обучения и семейные ценности. А собственный стиль в дизайне я сформировал под влиянием работ скульптора-авангардиста Исаму Ногучи (1904–1988).
БЕСЕДЫ С ЗЕМЛЕЙ
Территория отеля  Ephelia  Resort,  Сейшельские  острова

У вас необычный метод работы над проектом – приступая к нему, вы медитируете. Что дает вам погружение в себя?
Я считаю, что каждый участок земли – где бы он ни находился – индивидуален и неповторим. У всех – своя степень идущего откуда-то из недр земли спокойствия, которое нужно извлечь на свет Божий, сделать отправной точкой проекта. И лишь потом вмешиваться в его облик, используя дизайн и скульптуру. Я пытаюсь вот это спокойствие уловить, почувствовать прежде, чем соглашаюсь взяться за заказ. Моя задача – услышать то, чего не слышат другие, стать проводником, посредником и создать для конкретного места абсолютно гармоничный ему ландшафтный проект. Погружение в медитацию, с которого я начинаю процесс разработки концепции, помогает ощутить его внутреннюю тишину, которую я хочу сохранить и интегрировать. Обычно я прихожу на участок за час до рассвета – это самое тихое время суток – и погружаюсь в медитацию. Время зарождения нового дня и пробуждения земли лучше всего подходит для того, чтобы получить ответ, как работать с данной местностью.
Г­н Окашимо, вы получили докторскую степень в Лондонском университете. Зачем она архитектору, дизайнеру, скульптору?
Хороший специалист не обязан знать всё, но он должен уметь правильно сформулировать вопрос и задать его профессионалам интересующей его области. Вот этому я хотел научиться. Кроме того, мне важна была не сама по себе ученая степень, а процесс исследования: я хотел понять, как сочетать практику медитации с деятельностью художника. Медитация – это фокусирование сознания на дыхании, возможность ощутить настоящий момент, научиться минимизировать воздействие не только внешних факторов на тебя, но и внутренних диалогов. Со временем начинаешь осознавать, насколько всё вокруг недолговечно – и твоя жизнь тоже. Примириться с этим помогли мои японские корни: мне очень близка эстетика ваби-саби, воспевающая красоту того, что несовершенно, мимолетно или не закончено, и философия моно-но аварэ (с яп. – «печальное очарование вещей»): умение проникаться красотой самых обыденных вещей, но при этом осознавать эфемерность этой красоты. Самый наглядный пример – цветение сакуры, которое длится всего две недели в году. Благодаря скульптуре я постигаю мир материальный и нематериальный, изучаю возможности своей интуиции. Я наблюдаю дуализм форм, испытываю определенные тактильные ощущения, сочетая разные фактуры, вижу противостояние постоянного и изменчивого.
Вы подчеркиваете необходимость тщательно исследовать местность перед тем, как осуществлять проект, – изучать ее культуру, историю, социальный состав. Поясните вашу мысль.
Моя задача, как ландшафтного архитектора, – не просто создать комфортное пространство. Цель моей работы – побудить человека не только ощутить спокойствие, но – сознательно или бессознательно – задаться вопросами, сделать паузу, углубиться в себя и поразмышлять. Для этого необходимо изучить все аспекты этой местности, чтобы найти единственно верное решение.
БЕСЕДЫ С ЗЕМЛЕЙ
1. Кондоминиум Ameera, Куала-Лумпур, Малайзия
2. Территория кондоминиума Victoria Park Residence, Сингапур

Над чем вы работаете сейчас?
Над несколькими проектами, находящимися на разных этапах готовности. Это отели на Бали, в Таиланде и Китае, частная вилла в Италии и жилой комплекс в Малайзии. Процесс реализации может занять от одного до четырех лет. Я очень отрицательно отношусь к тому, что называется «мейнстрим», – тому, что считается востребованным и популярным. Каждый проект нашей студии создается с учетом особенностей участка, на котором расположен. Мы ищем и находим таких клиентов, которые настаивают на уникальности решения, индивидуальности.

Полностью материал читайте в выпуске журнала ELITE Interior №123 июль/август 2016

Написать комментарий