ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Мария Сонне-Фредериксен, архитектор,
глава бюро Maria Sonne-Frederiksen & Partners,
инициатор проекта Hotel House Home

Мария Сонне-Фредериксен – член Союза немецких и московских архитекторов, профессор Международной академии архитектуры. Проектную деятельность после окончания МАрхИ начала в ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристических комплексов. С 1992 по 1994 гг. работала в Щвеции в бюро Эрика Асмуссена, в 1994-м в Германии основала свое бюро MSF Architekturburo. С 2007 по 2013 гг. – вице-президент PCG Planungs und Consulting Gesellschaft im Bauwesen mbH.
ИНТЕРВЬЮ: Анна Пашина

Г­-жа Сонне-­Фредериксен, с чего начинается выбор стиля оформления гостиницы? Какие основные задачи стоят перед дизайнером?
При выборе стиля дизайна гостиницы очень важную роль играют:
Первое: расположение гостиницы в структуре города;
•находится ли гостиница в историческом центре города или за его пределами;
•в загородной зоне или недалеко от аэропорта.
Второе: архитектура здания, т. е. новое ли это строительство или реконструкция уже существующего здания.
Третье: будет ли эта гостиница относиться к международной сети.
Четвертое: категория гостиницы – звездность.
Пятое: пожелания заказчика.
Работая долгое время в институте по проектированию гостиниц, заканчивая стадию создания рабочих чертежей, мы теряли связь с заказчиками. Такого раздела, как дизайн-проект, в то время просто не существовало. После окончания строительства директор будущей гостиницы сам решал, как будут выглядеть интерьеры, в худшем случае он шел «за угол» и покупал на свое усмотрение на ближайшей фабрике мебель, в лучшем – приглашал декоратора. Да и сейчас большинство владельцев гостиниц не желают работать с профессиональными дизайнерами, объясняя это тем, что «я сам лучше знаю, что нам надо» или «зачем платить дизайнеру деньги, когда у моей жены отличный вкус и она одевается в дорогих бутиках». И только если заказчик хочет иметь отель международных гостиничных сетей, ему приходится брать дизайнера, имеющего опыт оформления интерьеров этой сети, на этом всегда настаивают будущие операторы гостиницы. К сожалению, в России очень мало профессионалов в области гостиничного дизайна, это отчасти связано с тем, что профессия стала востребована только в последние несколько лет. В Европе дизайнер по интерьерам – это специальность, и ее можно получить, проучившись шесть лет в институте, первые четыре года на общей кафедре с архитекторами, а потом уже специализируясь в проектировании интерьеров. В России многие называют себя дизайнерами, проучившись на курсах по дизайну 6–8 месяцев. Кроме того, в России нет четкого разграничения между дизайнером по интерьерам и декоратором. Дизайнер – это архитектор внутреннего пространства, он должен быть конструктором, смежником, технологом, знать менеджмент и логистику, быть историком, искусствоведом, декоратором, то есть это профессия на стыке многих наук. А самое главное, дизайнер должен быть еще и психологом, так как во многих случаях ему приходится убеждать заказчика принять его вариант, он должен уметь слушать и понимать заказчика, но решение должно оставаться за ним. И это большое искусство – уметь отстаивать свою позицию, сформулировать свои идеи, вести диалог с клиентом. Первая задача дизайнера – это функциональное зонирование пространства, исключение пересечения потоков персонала и гостей гостиницы, комфорт, вопросы безопасности гостей. Вторая – это стиль и цветовая концепция интерьеров, третья – это проект освещения. Четвертая задача, а в большинстве случаев – первая – это бюджет гостиницы. Я часто слышу от молодых дизайнеров: «Мы сделаем дизайн-проект, а потом подсчитаем стоимость». Нет, сначала нужно подсчитать, а потом зачастую с тем минимальным бюджетом, который есть у заказчика, придумать интересный, запоминающийся дизайн гостиницы. Вот это искусство!
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТСлева: интерьер отеля Sheraton, Шереметьево; справа: спа-зона в отеле Four Points by Sheraton, Калуга

Что представляет собой современный интерьер? Что является его непременной составляющей?
Это прежде всего комфорт и удобство гостей. В дизайне гостиничного номера все должно быть продумано до мелочей. Гость должен чувствовать себя как дома. У него должно быть рабочее пространство с местом для компьютера, место для отдыха с телевизором, удобная кровать с хорошим светом для чтения, место для приготовления чая или кофе. Дизайнер должен продумать все нюансы быта гостя, все детали, вплоть до ручек на дверях гардероба. Я знаю такие примеры, когда дизайнер использовал в 580 гостиничных номерах врезные металлические ручки во встроенных шкафах, и было много жалоб от женщин, которые постоянно ломали ногти, так что оператору пришлось заказать новые ручки ко всем шкафам. Чем меньше пространство, тем труднее задача дизайнера. Очень часто архитекторы, проектируя здание гостиницы, идут от «формы к содержанию», и получается гостиница со 180 номерами, где имеется 30 различных типов номеров. Такой подход существенно увеличивает стоимость проекта. Очень важно, чтобы уже на начальном этапе проектирование гостиничного этажа основывалось на данных, задаваемых оператором гостиницы, какие именно типы номеров ему необходимы, и вряд ли стоит увеличивать их количество и разнообразие. Глобальные гостиничные сети, как правило, задают типы и размеры номеров в своих стандартах по проектированию в виде схематических изображений, которые показывают, что нормальный отель среднего класса требует только нескольких типов номеров, которые одинаковы по своей ширине. Как следствие – многообразие вариантов меблирования, которые не увеличивают стоимость оборудования отеля. Исключениями являются номера для инвалидов с более широким коридором и ванной комнатой, где может развернуться инвалидная коляска, и необходимые в каждом отеле номера-люкс или эксклюзивные, то есть «клубные» этажи.

Можно ли говорить о моде на какой-то определенный стиль в дизайне отелей?
Думаю, что для гостиницы мода или какой-то стиль являются вторичными. На первом месте – удобство, комфорт, функционализм. Если в гостинице отсутствует функциональность, номера неудобные, нет места для работы или плохие некомфортабельные кресла, то никакой модный дизайн не заставит гостя еще раз остановиться в этой гостинице. А потом – что такое модный дизайн? Молодежный? Я не видела ни в одной гостинице в мире таблички: проживание гостей только до 25 лет или только после 60 лет. Дизайн гостиницы должен быть комфортным как для молодых, так и для пожилых гостей. Во всем мире все больше туристов старше 65 лет! Подходы к оформлению гостиницы варьируются от традиционных до экстравагантных. Классицизм, барокко, модерн, ар деко, минимализм, хай-тек – вот далеко не все стили, существующие в архитектуре и, соответственно, в дизайне интерьеров. Как правило, внутренний дизайн диктуется основной концепцией гостиницы, зависит от ее профиля, назначения, расположения, количества и контингента туристов.
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТЛаунж-зона отеля Holiday Inn «Московские ворота», Санкт-Петербург

Расскажите о работе над созданием интерьеров российских отелей.
Совсем недавно наше бюро закончило работу над большим проектом дизайна интерьеров гостиницы на 580 номеров на Московском проспекте в Санкт­-Петербурге. Фасад здания – памятник конструктивизма 1930­х годов – был сохранен. Нам пришлось погрузиться в изучение материалов той эпохи. Все интерьеры – как памятника архитектуры конструктивизма клуба Капранова, так и нового здания, построенного за ним, – мы старались выдержать по возможности в едином стиле. Учитывая характерные особенности эпохи конструктивизма, были рассмотрены следующие аспекты: формы, материалы и цвета, используемые в интерьерах. Геометрически правильные формы (квадрат, прямоугольник, круг) характерны для этого стиля. Доминирующие строительные и отделочные материалы эпохи – металл, железо, сталь, бетон, стекло, керамические и древесные изделия, а также ткани с геометрическими принтами. Стремясь добиться долговечного, всегда актуального стиля, мы выдержали цветовую гамму в спокойных, сдержанных пастельных тонах с акцентами насыщенных цветов.
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТЛобби отеля Holiday Inn «Московские ворота», Санкт-Петербург

Особенности эстетики современного стиля: предпочтение приглушенных, затемненных цветов, сложных нюансных гамм, множества оттенков при узкой палитре, добавление металлических пигментов (золото, серебро, бронза). Использованы контраст светлого и темного, контраст холодного и теплого и контраст цветового насыщения. Для гостевых комнат в качестве основного цвета был выбран синий, так как он идеально подходит для уединения и создает атмосферу спокойствия. Для общественных зон – красный. Этот цвет привлекает внимание, он демонстративен. Что касается интерьеров Большого зала, которые перестраивались два раза (в последний раз – в 1951 году), для нас было важно не воссоздать их, а минимальными средствами передать стиль и атмосферу того времени. Я верю, что хороший дизайн должен комбинировать архитектурные детали, функциональное использование пространства, цветовую концепцию.

Полностью интервью, а также другие материалы о спецпроекте Hotel House Home читайте в выпуске журнала ELITE Interior №121 май 2016

Написать комментарий