СОВРЕМЕННЫЙ ДА ВИНЧИ
Вы когда-нибудь задумывались, почему облака весят тонны, но не падают на землю, почему мы не чувствуем колоссального давления воздуха, и какой вес может выдержать яичная скорлупа? А вот знаменитый итальянский архитектор и дизайнер швейцарского происхождения Риккардо Блумер находит ответы на самые неожиданные вопросы, которые ложатся в основу его научных экспериментов. Он не только большой профессионал своего дела, он философ и настоящий мечтатель с неиссякаемой жаждой исследования и открытия, ученый с даром художника, преподаватель от Бога и гений с характером бунтаря.  Мы встретились с Риккардо в дни выставки i Saloni в Москве, на которой он провел мастер-класс «Опыт и техника красоты между природой, мастерством и дизайном», и задали ему несколько вопросов.
Интервью:  Диана Муромцева

Вы когда-нибудь повторяетесь в своих проектах?

Нет. Я не умею делать одно и то же. Даже в преподавании: всегда даю студентам разные задания. Конечно, в дизайне повторение в какой-то степени рождает узнаваемость, что хорошо для коммерции. А работая с архитектором, который предсказуем, чувствуешь себя спокойно. Со мной же – полная катастрофа, мои идеи даже для меня могут стать сюрпризом.

Это касается даже такого ответственного проекта, как интерьеры театра «Ла Скала?»

Это касается всех моих проектов. (Смеется.) Когда я начал проектировать интерьеры «Ла Скала», главный дирижер Рикардо Мути делился со мной своими идеями о богатом декоре, красоте помпезных люстр и леопардовых штор. Но я видел все иначе. Я решил создать интерьер, который, как мост, соединит современность и стиль возрождения XVIII века, за счет форм, олицетворяющих наше время и сохраняющих наследие прошлого. И ему понравилось.
СОВРЕМЕННЫЙ ДА ВИНЧИ

Вы очень много работали над таким предметом, как стул. Почему?

Во-первых, со структурной точки зрения стул довольно сложный предмет и поэтому интересен дизайнерам и архитекторам, вспомните Ле Корбюзье. Я считаю, что стул имеет особенные взаимоотношения с нашим телом и обязан следовать его особенностям. Во-вторых, стул – важный объект культуры, отражение положения человека в социуме. Например, трон. Он существует не для того, чтобы королю на нем было удобно сидеть, а для того, чтобы, демонстрируя статус, выстроить правильную модель взаимодействия.

Ждете ли вы появления новых материалов в будущем?

В будущем, конечно, будут созданы новые материалы. Но я бы этого не хотел. Как показывает история, новые материалы появляются с новыми войнами.  Парадокс  нашего времени в том, что технологический прогресс развивается в первую очередь не из-за стремления созидать, а из-за страха умереть и желания убивать, поэтому они служат сначала для военной промышленности и медицины, а уже потом для всего остального. Думаю, мы должны развивать наши способности применять существующие материалы. Учась у природы: используя ограниченный набор веществ и законы физики, создавать великое многообразие форм. И у музыки, которая состоит всего из семи нот.

Именно поэтому вы решили изучить яичную скорлупу?

Да, это потрясающий материал. Только представьте, что, веся всего 30 г, при определенных условиях она способна выдерживать давление до 70 кг! Подобные исследования позволили мне создать стул весом 3,5 кг, который выдерживает 100 кг.

Многие созданные вами предметы напоминают застывшие моменты движения. Что для вас значит природа движения?

Движение – основа жизни в природе и в архитектуре. Я люблю танцевать и посещаю школу танцев. Считаю, что музыка и танцы – очень важные дисциплины для дизайнера и архитектора. Именно они помогают познать законы гармонии, движения, равновесия, ритма и расстояния. Танец – основа архитектуры, а город – это танец в камне. Кстати, вы знаете, что знаменитый лабиринт Минотавра на Крите – это рисунок греческого танца сиртаки, только в камне и объеме? (Улыбается.)
СОВРЕМЕННЫЙ ДА ВИНЧИ
А что заставляет неподвижные объекты танцевать?

Что касается настоящего движения, то мне нравится создавать с моими студентами различные экспериментальные инсталляции, позволяющие познать физические законы природы, например движение облака, и облачить это в некую форму.  Такие задания заставляют их думать, чувствовать себя частью процесса, критически относиться к окружающему миру, задавать вопросы и находить на них ответы.

Полностью интервью читайте в выпуске журнала ELITE Interior №12/107 декабрь/январь 2014/2015

Написать комментарий