Выставка «Serial Eater» Центра дизайна и инноваций (CID) в бельгийском городе Гранд-Орню – это не просто показ необычных блюд от шеф-поваров и кондитеров. Это демонстрация достижений в области фуд-дизайна, существующего с 1990-х годов, рефлексия на тему «еда как объект» и размышление о взаимоотношениях современного человека с едой, порой непростых и даже невротических.
Альтернативные столовые приборы из коллекции EMOME, дизайн: Rae Kuo, коллаборация с IKEA. Дизайнер из Швеции придумала необычные приспособления для приема пищи, которые обогащают восприятие вкуса, стимулируют осознанность и высвобождают подавленные эмоции, которые люди часто «заедают».
За последние 50 лет пищевое поведение человека радикально поменялось: еда перестала быть просто жизненной потребностью. Она приобрела множество других функций: превратилась в способ демонстрации социального статуса и образа жизни, стала поводом для коммуникации и в целом – одним из главных орудий глобализации. Изменения в культуре потребления сделали возможным появление фуд-дизайна – направления, развивающегося на стыке искусства, промышленного дизайна и кулинарии.
В качестве объекта своих работ еду издавна использовали художники: но если старые мастера рисовали с нее натюрморты, то итальянские футуристы в начале ХХ века стали проводить кулинарные перформансы, составляя немыслимые меню и устраивая обеды, казавшиеся обывателям безумными.
В 1960-х эту традицию продолжил швейцарец Даниэль Спёрри. Он придумал художественное течение Food Art – вместе со своими единомышленниками делал инсталляции и хэппенинги с накрытыми столами, чем вдохновил пионеров фуд-дизайна: Марти Гиксе, Марка Бретийо и Мари Фогельцанг.
Универмаг Harrods из желе, дизайн: Bompas & Parr Studio. В честь 9-летия своей студии лондонские фуд-дизайнеры Сэм Бомпас и Гарри Парр открыли в универмаге Harrods бутик с желейными десертами Parlour of Wonders, среди которых есть и модель знаменитого магазина в виде бланманже. Желе предлагается с разными вкусами, среди самых необычных – виски с малиной, шартрез с персиком, рислинг со сливой и шампанское с летними фруктами.
В 1999 году при Высшей школе изобразительного искусства и дизайна (ESAD) во французском городе Реймсе открылось Ателье кулинарного дизайна. Его преподаватели и учащиеся воспринимали еду как средство художественного высказывания на самые разные темы: от социальных до философских, а процесс поглощения пищи – как особый эстетический опыт.
Визуализация вкусов Digital Seasoning, автор: Laila Snevele. Выпускница Академии дизайна Эйндховена придумала цифровую визуализацию пяти основных вкусов: горького, сладкого (на фото слева), кислого, соленого и умами (на фото справа).
Интересы современных фуд-дизайнеров не ограничиваются искусством и гастрономией: они изучают молекулярную физику, биологию, генетику, антропологию и социологию питания.
Колбаса будущего, автор: Carolien Niebeling. Проект анализирует дизайн и вкус колбасы будущего, критически оценивая различные способы потребления мяса во всем мире.
Планируется, что выставка «Serial Eater: food design stories» в Гранд-Орню продлится до 26 июля.
Фото: SOPHIECARREE.BE/PRESS