Материя

НА ОТЛИЧНО

Выступления известного российского дизайнера Елены Теплицкой – всегда запоминающиеся, эмоционально и информативно насыщенные события. На встречах, организованных журналом ELITE Interior и компанией Miele специально для дизайнеров и архитекторов, Елена предстает в качестве истинного эксперта немецкого дизайна, помогая своим коллегам не только почувствовать существующие настроения, но и понять, что ждет нас в ближайшем будущем в сфере оформления интерьеров.
Материал подготовила Алла Гоян
Фото: Евгений Гнесин

1. ЛЕКЦИЯ Елены Теплицкой

Предлагаем вашему вниманию лекцию Елены Теплицкой, в которой она рассказывает о характерных чертах немецкого дизайна и о тенденциях в развитии современного интерьерного дизайна.

В ходе обзора мы с вами посмотрим, что происходит сегодня в сфере дизайна. Начну с того, что все мы, дизайнеры, имеем свои предположения, к чему мы дальше будем двигаться. Одно из моих предположений таково: мы будем двигаться в сторону – как это ни удивительно! – немецкого дизайна. Почему удивительно? Немецкий дизайн выглядит достаточно закрытым, он нам знаком лишь отчасти. И хотя мы его знаем поверхностно, но несколько имен все же точно известны всем. Например, Инго Маурер, который в свои 84 года  непрерывно занимается созданием новых и новых светильников. Или Рольф Бенц, работающий с единичным, «дорогим» дизайном. Одного дивана от Рольфа Бенца достаточно, чтобы стал понятен уровень интерьера и уровень капиталовложений его владельца.

По сути дела, все немецкие дизайнеры – выходцы из школы Баухауса, которую составляли не только немцы, но и представители других национальностей, в том числе и русские. В свое время в Баухаусе оказались и Малевич, и Кандинский – Вальтер Гропиус принял их как родных. Часть представителей Баухауса потом уезжает в Америку, другая часть – в Палестину, где впоследствии появились целые кварталы в стиле Баухауса, признанные ЮНЕСКО частью всемирного наследия. По всей Европе они тоже, можно сказать, разбросали свои щупальца. В 1931 году 7 архитекторов во главе с бывшим директором школы Баухаус Ханнесом Мейером приехали в Россию, заметно повлияв на архитектуру своим участием в строительстве районов Магнитогорска, Свердловска, Орска, Перми, Соликамска и нескольких других городов. Если посмотреть по миру, то мы увидим следы немецкого дизайна в высоком классе в самых разных странах. И всегда понимаем, что это именно немецкий дизайн, по отличительным чертам, которые во многом отражают немецкий характер. Итак, какие же это черты?

Первое – качество и долговечность. Как я люблю в шутку говорить, это просто отвратительное качество немецкого продукта – и работать, и работать, и работать, хоть ногами его пинай. Или мой собственный пример: множеству немецких инструментов, привезенных мной еще во времена учебы в Швейцарии, уже лет двадцать. К этим дрелям и лобзикам уже и запчасти не выпускаются, а они прекрасно работают!

Второе – логика и практичность. Один из самых влиятельных промышленных дизайнеров нашего времени Дитер Рамс сказал, что на бытовой технике или предмете для обиходного использования должны быть максимум две кнопки – чтобы женщина, которая будет ими оперировать, просто видела, как его включить и выключить, а все остальное лишнее. Именно так он делает свой дизайн – выделяя только самое важное.

Третье – эргономика. Это проявляется буквально во всем. Подробнейшим образом учитывается все, что связано с теми, кто будет пользоваться предметом: длина их пальцев, например, или рост. Серия техники или мебели для Африки будет отличаться от той, что пойдет в Японию. Либо, если речь идет, допустим, о стульях, креслах, будет заложена возможность выбора высоты сиденья. То есть абсолютно все параметры изделия определяются эргономикой.

Также для немцев важный момент – складирование. Возможность вложения предметов друг в друга, компактное хранение – это проявление внимания к экономичному использованию пространства, не должно быть загромождения.

Следующее – линейный, понятный дизайн. Начало этому принципу положено также представителями Баухауса, говорившими, что при взгляде на предмет должна быть предельно ясна его функция. Достаточно посмотреть на разработки современных немецких дизайнеров, чтобы понять, что имеется в виду. Будь то мебельная группа для прихожей, лавка для бассейна, кресло, стул – во всех предметах предельно ясно читается их назначение.

Еще одно качество немецкого дизайна, которое, кстати, в чем-то роднит его с японским, – он органический. То есть, если используются природные материалы, то их «природность» должна проявляться максимально. Если это металл, то не надо его красить. Если это дерево, то пусть оно сохраняет все свои натуральные фактуры и чудесные развороты по цвету.

А теперь давайте попробуем произвести анализ, что будет происходить в ближайшее время с дизайном интерьеров.

Я думаю, что дизайн интерьеров начнет тяготеть к нео-ар-деко. И в этом нео-ар-деко у нас проявится немецкая традиция «прятать» все технологические процессы, чтобы мы или наши гости не видели, что там происходит, и чтобы это не мешало. Это, с одной стороны, очень упрощает жизнь, а с другой, как бы декларирует: будьте внутри вашего дома, у вашего очага. От обычая звать гостей в ресторан мы отходим – в последнее время все больше принято приглашать их к себе в дом. Это значит, что на первый план выходит возможность закрыть все бытовые приборы, но при желании моментально сделать их доступными и готовыми к работе. Компания Miele, в пространстве которой мы сейчас с вами находимся, идет как раз именно по этому пути. Например, в серии дизайнерской встраиваемой техники для кухни ArtLine все приборы выполнены без ручек, стеклянные фасады гармонично растворяются в общем интерьере.

Вторая тенденция – уход стиля французского прованса. Это уже витает в воздухе: интерес к провансу прошел свой пик, и теперь все эти украшательства уверенно двигаются в сторону кича. Любой стиль, преодолевший пик, превращается в карикатуру на самого себя. Так вот, отход, скорее всего, будет осуществляться в сторону немецкого стиля, который по своей сути является противоположностью прованса с его избыточным декором.

Итак, мы движемся к нео-ар-деко, к большей степени прозрачности интерьеров. Однако прозрачность – это не абсолютный минимализм, он явно не наша тема. Минималистичный подход, конечно, хорош, и немцы в большой степени минималисты. Однако минималистичный интерьер, как правило, диктуется компенсирующим видом из окна: побережье океана, горы или холмы, бескрайний простор пейзажа. Но в городской среде, где нет этих прекрасных «отдушин», минимализм тоже может проявляться – например, в желании скрыть те же технологические процессы. Хотя желание это чаще возникает не столько от приверженности минимализму, сколько от стремления к продуманности, «разложенности по полочкам». Эта разница становится наглядной, если вспомнить, как мы, дизайнеры, планируем место для коллекции заказчика или для уголка, мастерской, где он может посвятить себя любимому увлечению. Ведь здесь на первом плане не минимализм, а продуманность, удобство, с фрагментарным включением тех систем «умного дома», которые действительно нужны пользователю.

Следующая тенденция, с которой солидарен и немецкий дизайн, – это интерьеры-трансформеры, предполагающие смену цвета, света и пространства. К средствам построения таких динамических интерьеров относятся и всевозможные перегородки, превращающие большое пространство в несколько маленьких; и изменение степени освещенности, которая является инструментом зонирования пространства; и мебель – раздвижная, разворотная, также позволяющая отгородить, например, уголок для уединения; и выдвижные стены, за счет цвета или фактуры меняющие настроение помещения.

И конечно, огромную роль в интерьере будут играть высокие технологии – в первую очередь, в бытовой технике. Немецкая техника потрясающа – и это проверено на собственном опыте. Те, у кого есть дома техника Miele, согласятся со мной: мы – счастливые люди! И немецкий дизайн – это отлично!

 

2. КУЛИНАРНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС от Александра Мерчука

После вдохновляющего выступления Елены Теплицкой участники мероприятия – 20 дизайнеров и архитекторов – захотели сами попробовать в действии кухонное оборудование Miele, благо такую возможность своим посетителям компания всегда готова предоставить.

Под руководством шеф-повара Александра Мерчука гости приготовили изысканное фуршетное угощение, а заодно научились пользоваться такими инновациями от немецкой компании, как пароварка, совмещенная с микроволновой печью, и индукционная панель-вок. Ну а для приготовления кофе участия человека и вовсе не понадобилось – интеллектуальная кофе-машина всё сделала сама. Оставалось только взять свою чашечку и наслаждаться вкусом шикарного латте-мокиато или эспрессо.

 

3. ЭКСКУРСИЯ, проведённая сотрудниками Miele

Завершился вечер познавательной экскурсией по стендам дизайн-пространства Miele на Нахимовском проспекте, 58, сопровождавшейся интересным и живым рассказом сотрудников компании Елены Шопиной и Александра Земскова. Участники встречи смогли не только увидеть новинки бренда, но и оценить их в работе.

Редакция журнала ELITE Interior благодарит всех участников и организаторов мероприятия и ждет желающих приобщиться к миру современного дизайна на очередной встрече.