РИМСКОЕ ВРЕМЯ


До 26 февраля ГМИИ им. А.С. Пушкина демонстрирует выставку «Римское время. Графика Максима Атаянца». В экспозиции – более 50 графических работ известного российского архитектора. Представленные в залах музея, посвященных античному искусству, произведения Атаянца актуализируют диалог между древностью и современностью.
Фото предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина


Слева: Рим. Панорама форума от арки Септимия Севера на храм Сатурна, 2012
Справа: Рим. Портик Пантеона, 2016
Основные темы рисунков Атаянца – античность, греческая и римская, памятники искусства древних, сохранившиеся на территории Италии, Греции, Турции и других стран, где уцелели остатки античной культуры. Эта широта географического охвата соответствует сфере интересов художника, страстно увлеченного искусством эллинизма и Римской империи. Однако в центре внимания рисовальщика неизменно оказывается Вечный город (Roma aeterna) с его величественными древними монументами, существующими в контексте современности, но времени не подвластными. Виртуозное исполнение рисунков вызывает в памяти произведения мастеров прошлых столетий, и в первую очередь двух гениальных творцов XVIII в. – Джованни Баттиста Пиранези и Шарля­Луи Клериссо. Историческая память, заключенная в работах мастера, распространяется не только на область композиционных решений, но и на техники рисования – это перо, кисть, сепия, бистр, чернила, то есть инструменты и материалы, хорошо знакомые рисовальщикам XVII–XIX столетий, но ныне редко используемые.

Слева: Тиволи. Вилла Адриана, 2013
Справа: Ливан. Гелиополис. Колоннада  большого  храма,  2005
Античность на протяжении столетий была в центре внимания европейской цивилизации. Начиная со Средних веков Европа пережила целый ряд «возрождений», например, при Карле Великом или в период правления Оттонов. Апогеем этого процесса стал Ренессанс XV–XVI вв. Античность являлась богатейшим наследием, сокровищницей знаний в разных областях культуры и оставалась таковою в течение столетий. В творчестве Максима Атаянца античность играет ту же роль. Его обращение к искусству древних, прежде всего архитектуре, – это интерес художника и исследователя к культуре, давно ушедшей в прошлое, но все же сохранившейся в памятниках и не утратившей актуальности. Для него искусство античности – мера, идеал гармонии, источник мотивов, объект поклонения и в то же время серьезного научного изучения.   

Полностью материал читайте в выпуске журнала ELITE Interior №128 февраль 2017