НЕВОЗМОЖНОЕ ИСКУССТВО


Обладатель Государственной премии России в области литературы и искусства, лауреат Премии им. И. Е. Репина, номинант на Премию Кандинского и член Союза художников – Ринат Волигамси пишет несуществующие пейзажи и мистические сюжеты в технике, имитирующей фотоснимки из старых газет.
Текст: Виктория Буткова, арт-директор галереи 11.12 GALLERY
Фото предоставлены пресс-службой галереи 11.12 GALLERY

Родившийся в поселке Ермолаево Башкирской АССР и живущий в Уфе художник Ринат Волигамси исследует границы между реальностью и абсурдом, вымыслом и документом, повседневным и удивительным. Первая серия, принесшая ему известность, изображала солдат, чьи зажженные сигареты и сияющие звездочки на пилотках выстраивались вместе с небесными светилами в созвездия, а льющийся на офицерские фуражки свет фонаря превращал их в нимбы над словно сбившимися в стайку святыми.

Слева: «Двое с чемоданом для переноски мавзолеев», 2011. Холст, масло
Справа: «Сумерки. Большая Медведица», 2010. Холст, масло
Сюжеты этих работ — одновременно бытовые и необыкновенные – переворачивают стандартное представление об армейских буднях, поэтизируя и одухотворяя ежедневный обиход. Последние работы, для которых Волигамси ржавит новенькие блестящие листы стали, на первый взгляд представляют собой знакомые архитектурные сооружения, хотя на самом деле это образ жизнелюбия и несгибаемой стойкости перед лицом неумолимого и абсурдного рока, настигающего отдельных людей и целые сообщества, воплощенный художником на выставке «Деревня».

Слева: «Дом»,  2016.  Сталь,  ржавчина 
Справа:  «Звезда», 2016. Сталь
В 2005 г., когда успех у коллекционеров и публики, финансовое благополучие вышли на стабильный уровень, Ринатом овладел «подобный английскому сплину» недуг. Собственные картины, на которых яркие птицы с лицами бородатых мужиков порхали с деревенской плетеной ограды на дерево, тени героев по­-магриттовски превращались в стаю голубей, а фотографы, флейтисты, поэты и разного рода мечтатели, подобно стрекозам и бабочкам, имели по четыре хрупких изящных крыла, навевали щемящую тоску. Художник уже давно думал о других работах, о других идеях, о живописи, которая убеждала бы его самого и была бы больше просто красивой картинки. В том же году он начал делать ироничный «Неофициальный альбом» о братьях-­близнецах Ульяновых, фотографии из которого уже стали интернет­-мемами. Теперь появились «мухи». Вопреки всем, кто предсказывал новой живописи Волигамси неудачу, несмотря на отказ в поддержке со стороны меценатов, художник изменил собственный стиль, сюжеты картин, саму суть своего творчества. За мухами последовали военные, «Созвездия», «Снег», «В условиях зимы» и др.

Слева: «Снег», 2013. Холст, масло
Справа: «Шнурок», 2014. Холст, масло
Теперь произведения Волигамси хранятся в постоянной коллекции Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, австралийском фонде White Rabbit Collection, французском Foundation Frances, а также в музеях и фондах Индонезии и Сингапура. В России и за рубежом творчество художника представляет галерея 11.12 GALLERY, в запаснике которой хранятся все имеющиеся на рынке произведения Рината Волигамси.
Похожие на фотографии, картины Рината на поверку оказываются филигранно загрунтованным и отшлифованным холстом.

Слева: «В парке», 2012.  Холст,  масло
Справа: «Через горизонт», 2010. Холст, масло
Художник использует всего одну масляную краску – коричневую, то разбавляя ее до легкой вуали, то сгущая до глубокого черного цвета, – и разного размера кисти. «Я пришел к выводу, – поясняет Волигамси, – что работы должны иметь фотографическую убедительность. Для эффекта фотопечати использую характерные для фотографии черты – размытость, высокую контрастность, неравномерное распределение тонов». После того как изображение проработано, на картину наносится специальный матовый лак. Технология изготовления картины делает ее очень хрупкой. «Художник работает на отечественных холстах с большим количеством грунта, кроме того, само изображение представляет собой тончайшие лессировки, – говорит основатель 11.12 GALLERY Александр Шаров о тонкостях хранения картин Рината Волигамси. – Поэтому любая царапина для картины очень опасна, не говоря о трещинах и прорывах холста. Мы в галерее
11.12 GALLERY бережно храним работы автора и тщательно контролируем процесс передачи и возврата произведений на выставки в музеи. Коллекционеры, которым посчастливилось приобрести работы Волигамси в свои собрания, также обращаются с ними, как с драгоценностями, и соблюдают инструкции по хранению. К тому же, как правило, они имеют очень четкое представление о том, что приобретают, и мы уверены, что благодаря таким собирателям и, конечно же, музеям работы Волигамси останутся сохранными для потомков и истории».   

Полностью материал читайте в выпуске журнала ELITE Interior №126 ноябрь 2016