К ЮБИЛЕЮ ЛЬВА БАКСТА


Тамара Карсавина в роли нимфы Эхо в балете «Нарцисс»

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет масштабную юбилейную ретроспективную выставку Льва Бакста (1866–1924) – «Лев Бакст/Leon Bakst. К 150-летию со дня рождения», проходящую в Главном здании и Отделе личных коллекций. Выставка работ легендарного художника, сценографа, иллюстратора и дизайнера продлится до 4 сентября.
Фото предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина

Около 250 произведений живописи, оригинальной и печатной графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также сценические костюмы и эскизы для тканей впервые собраны вместе на выставке «Лев Бакст/Leon Bakst. К 150­летию со дня рождения». Выставка воздает должное богатому и многообразному творчеству одного из самых оригинальных и ярких художников начала ХХ в. Лев Самойлович Бакст, на Западе известный как Леон Бакст, знаменит прежде всего своими впечатляющими проектами для «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже и Лондоне. Его необычные и динамичные декорации и костюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий бог» и «Спящая принцесса», и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении.

Слева направо: Эскиз костюма для Вацлава Нижинского в партии Фавна; Старец из свадебного шествия; Эскиз костюма к балету на музыку Ж-Ж. Роже-Дюкасса «Орфей»

Рассматривая балет, оперу и драму как синтетические художественные конструкции, в которых цвет, звук, слово и движение являются равноправными партнерами, сотрудничая с такими выдающимися личностями – импресарио, художниками, музыкантами, танцовщиками и писателями, – как Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский, Игорь Стравинский, Александр Бенуа, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан, Габриэль д'Аннунцио и др., Бакст радикально изменил способ существования артиста на сцене, освободив энергию его движения и создав органическую связь между авансценой и зрительным залом.

Слева направо: Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра» («Египетские ночи»), 1909 г. Тамара Карсавина в балете «Шехеразада»

Бакст прославился не только как театральный художник, но и как живописец, как портретист, как мастер книжной и журнальной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910­х годов, близкий модным домам Пакен, Шанель и Пуаре. Влюбленный в старину и в восточное искусство,  Бакст объединил экстравагантность ар нуво с чувством меры и здравым смыслом – это редкое сочетание принесло ему мировую славу. В экспозицию включены произведения из государственных и частных российских и западных собраний. Работы охватывают ряд наиболее важных для художника тем: пейзажи, портреты, панно, модные туалеты и ткани, и, конечно же, театр. 

Полностью материал читайте в выпуске журнала ELITE Interior №123 июль/август 2016