НЕПОКОРНЫЙ ТАЛАНТ

Слева: Девушка, освещенная  солнцем. 1888
Справа: Девочка  с  персиками. 1887

Выставку, посвященную 150-летию В.А. Серова (1865-1911), по праву считают главным проектом года Третьяковской галереи. Художник, которым восхищались при жизни, и сегодня вызывает глубокое уважение и у почитателей творчества передвижников, и у сторонников авангарда, и у тех, кто, не вдаваясь в тонкости направлений искусства, расценивает картину как отражение внутреннего мира художника. Изображенные на портретах люди, имена и истории которых мы узнаем, словно оживают, и постепенно разворачивается целая эпоха – интересная, противоречивая, притягательная. И все это – благодаря таланту Валентина Серова.
Текст: Алла Гоян
Фото предоставлены Государственной Третьяковской галереей

На трех этажах галереи разместились 250 произведений живописи и графики, а также обширные архивные материалы. В подготовке выставки, помимо Третьяковской галереи и Русского музея, приняли участие более двух десятков российских музеев, четыре зарубежных музея, девять частных коллекций. Некоторые произведения Серова российский зритель увидит впервые: «Портрет Александра III» предоставлен Офицерским фондом Королевской лейб-гвардии (Копенгаген, Дания), «Портрет
М.Н. Акимовой», который сам художник относил к лучшим своим произведениям, привезен из Национальной галереи Армении (Ереван), а «Портрет М.Я. Львовой», изображающий любимую многими «девушку, освещенную солнцем», предоставил музей Орсе (Париж, Франция).

Слева: Портрет  Марии  Николаевны  Ермоловой. 1905
Справа: Портрет Г.Л.  Гиршман. 1907

Удачная пространственная идея разделить экспозицию на живописную и графическую части демонстрирует синтетичность пластической системы Серова, его художественное мировоззрение. Более известный как живописец, он был не менее одаренным рисовальщиком и целенаправленно стремился соединить оба вида изобразительного искусства. Множество произведений, которые находятся в смежной зоне между живописью и графикой, и масса вариантов пограничных техник – важнейшая особенность этой выставки. Центральное пространство зала живописи разделено диагональной осью, вдоль нее экспонируются наиболее знаменитые портреты художника, который, по словам Александра Бенуа, «переписал длинный ряд видных представителей современной России. Этот ряд начинается самим Государем Императором, великими князьями Михаилом Николаевичем, Георгием Михайловичем и Павлом Александровичем и кончается наиболее характерными представителями русской интеллигенции: миллионерами-купцами, художниками, музыкантами, писателями».
Слева: Портрет императора Николая II. 1900
Справа: Портрет великого князя Павла Александровича. 1897. Работа удостоена Grand Prix на всемирной выставке  в  Париже  в  1900  году

М.В. Нестеров писал: «Портрет Серова – это целая характеристика плюс живопись почти старых мастеров – умная, простая, энергичная». Талант Серова чутко улавливать и отображать характер и индивидуальные манеры персонажа в сочетании с его принципиальностью нередко приводили к тому, что модели подозревали в собственном портрете простой шарж. Серов это решительно отрицал: «Никогда не шаржировал, ложь! Что делать, если шарж сидит в самой модели, – чем я-то виноват? Я только высмотрел, подметил». Подмечал художник многое, что помогло ему сделать немало открытий не только в жанре портрета, но и в пейзаже. Не стремясь к внешней эффектности, обходясь узким диапазоном «русских» охристых тонов, он заставляет увидеть значительное в малом, органично соединяет пейзаж с жанровыми сценами. И незатейливый деревенский пейзаж вырастает в лиричную, проникающую в самую душу мелодию.
Слева: Заросший пруд. Домотканово. 1888
Справа: Летом. 1895. На  картине  изображена  жена  В.А.  Серова  О.Ф.  Трубникова. В  разное  время  Серовым написано двенадцать ее портретов. Один из них был создан в 1895 году в Домотканове. На дальнем плане – старшие дети Серовых Оля и Сашенька, играющие в траве

Построение экспозиции отражает динамику стиля: начинается она с пленэрных полотен второй половины 1880-х годов – по-импрессионистски светлых, декларирующих желание художника «писать только отрадное», продолжается в портретах с чертами модерна 1900-х годов, а завершается произведениями 1911 года, в которых мастер приближается к выразительности экспрессионизма.
Подробно освещена театральная деятельность Валентина Серова. На выставке представлен потрясающий занавес к балету  «Шехеразада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова, созданный для Русских сезонов
С.П. Дягилева (1911, собрание семьи М.Л. Ростроповича и
Г.П. Вишневской). По отзывам прессы того времени, во время каждого спектакля в Париже и Лондоне эта работа художника удостаивалась отдельных оваций.
Благодаря разделу, включающему документы, письма, фотографии, Серов предстает как одна из авторитетнейших фигур в общественной жизни своего времени: педагог, член Совета Третьяковской галереи, активно участвовавший в формировании ее коллекции, участник влиятельных художественных объединений, в том числе «Мира искусства» и «Союза русских художников».
Слева: Портрет художника Ильи Ефимовича Репина. 1892. Репин был первым учителем Валентина Серова
Справа: Похищение Европы. 1910

Импрессионизм, модерн, экспрессионизм – черты каждого из направлений можно обнаружить в творчестве русского реалиста Валентина Серова. «Непокорный преемник Репина», как назвал его историк искусства Сергей Маковский, Серов утверждал: не так важно, что изображает картина, главное – как она написана. Он добивался виртуозности исполнения работ ценой изнурительного труда и бесконечных размышлений. И при этом сомневался в своем даровании, рефлексировал и находился в постоянном поиске. Человеком, не торгующим своим талантом, «непокорным», зато умеющим хранить верность в дружбе и любви, честно относиться к себе и окружающим, изображает Валентина Александровича Серова грандиозная выставка, посетить которую вы еще обязательно успеете – она продлится в Третьяковской галерее до 17 января 2016 года.

Полностью материал читайте в выпуске журнала ELITE Interior №117 декабрь/январь 2015/2016