ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ
Собор Св. Бавона © IBRAHIM SEYAM

С 2012 года шедевр Северного Возрождения – Гентский алтарь, или «Поклонение Мистическому Агнцу» братьев Ван Эйков – реставрируют специалисты Королевского института культурного наследия (KIK-IRPA, Брюссель). Настоящей сенсацией после удаления следов предыдущих реставраций и перекраски XVI в. стало открытие оригинального облика Агнца. В октябре 2020-го все 24 панели алтаря можно будет вновь видеть в соборе Святого Бавона.

ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ
Гентский алтарь

Гентский алтарь в открытом виде (до реставрации). Верхний регистр (слева направо): Адам, хор ангелов, Дева Мария, Иисус Христос, Иоанн Креститель, музицирующие ангелы, Ева. Над Адамом и Евой изображены Каин и Авель. Нижний регистр (слева направо): праведные судьи (створка похищена в 1934 году и заменена копией), воины Христовы, Поклонение Мистическому Агнцу (жертвенный ягненок на алтаре символизирует Христа, к которому стекаются пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые, как писал в Откровении Иоанн Богослов), пилигримы и Святой Христофор, отшельники.

 

Створчатый алтарь, заказанный донаторами Йосом Вейдтом и его женой Элизабет Борлют для семейной капеллы братьям Ван Эйкам, был освящен 6 мая 1432 года.

Элизабет Борлют и Йос Вейдт до и после реставрации на створке закрытого алтаря.  Йос Вейдт — влиятельный горожанин Гента и староста церкви Иоанна Крестителя (ныне собор Святого Бавона). Не имевшие детей Йос и Элизабет заказали написание алтаря братьям Ван Эйкам, чтобы отмолить грехи и оставить память о себе.

Работу начал старший брат Хуберт, но после его смерти в 1426 году масштабный проект завершал Ян. Судьба алтаря была непростой: на протяжении столетий бурной истории Фландрии его фрагменты несколько раз покидали собор Святого Бавона, для которого он был написан, и сам Гент, попадая то к англичанам, то к французам, то к немцам. Алтарь несколько раз «реставрировали», постепенно скрывая оригинальную живопись (к примеру, Агнец был переписан в середине XVI в.). В 1934 г. были украдены панели с Иоанном Крестителем и Праведными судьями. Панель с Праведными судьями так и не была найдена, с 1945 года ее место занимает копия, выполненная Жефом Ван Дер Векеном. Во время Второй мировой войны шедевр был под угрозой уничтожения, однако в итоге, после череды драматических событий, был спасен, и в 1945 г. вернулся на свое место.

ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ
Поклонение Мистическому Агнцу

С осени 2012 года Королевский институт культурного наследия Бельгии (KIK-IRPA) проводит реставрацию алтаря. В течение первой фазы (октябрь 2012 – октябрь 2016) были отреставрированы 8 панелей закрытого алтаря. После того как они были вновь помещены в соборе Святого Бавона, началась вторая фаза (ноябрь 2016 – конец 2019): работы по восстановлению нижнего регистра. Начало последней, третьей фазы реставрации ожидается в 2021 году. Этот этап затронет верхний ярус внутренней части открытого алтаря.

 

Агнец до (слева) и после (справа) реставрации. Оригинальный Агнец был написан Ван Эйком с чертами человеческого лица и пристальным взглядом. В середине XVI века человеческий облик Агнца был заменен более натуралистическим и пассивным выражением. Почему это было сделано, пока остается загадкой.

Архангел Гавриил до (слева) и после (справа) реставрации на створке закрытого алтаря. Гавриил изображен в виде крылатого посланника, несущего Марии благую весть о том, что она станет Матерью Иисуса Христа. За фигурой архангела виден городской пейзаж, который, скорее всего, открывался из окон дома донаторов.

ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬОчищение панелей алтаря от записей XVI в. осуществлялось сантиметр за сантиметром с применением хирургических скальпелей и стереомикроскопа.

Материал подготовила Анна Пашина
Фото: Saint-Bavo’s Cathedral Ghent, © Lukasweb.be-Art in Flanders vzw, photo KIK-IRPA