Ярмарка BRAFA: 65 лет в искусствеВ этом году одна из старейших и самых престижных в Европе ярмарок искусства BRAFA, ежегодно проходящая в Брюсселе, отметила 65-летний юбилей. Как это было – вспоминаем с главным редактором ELITE Interior Анной Пашиной.

В BRAFA 2020, проходившей с 26 января по 2 февраля, приняли участие 133 галереи из 14 стран, специализирующиеся на старом, модернистском, современном, этническом, декоративно-прикладном искусстве и коллекционном дизайне. Разнообразие экспонатов и безупречный провенанс – характерные черты BRAFA, которая в этом году поставила рекорд посещаемости.

Как правило, в ярмарке принимает участие почетный гость: всемирно известный художник, музей или фонд. Но в честь 65-летия BRAFA организаторы сделали исключение: вместо чествования почетного гостя провели благотворительный аукцион, на который выставили пять фрагментов Берлинской стены. Ирония судьбы заключается в том, что символ угнетения и ненависти сегодня стал объектом коллекционирования, осколки Берлинской стены разлетелись по миру, осталось лишь несколько фрагментов, которые и были приобретены BRAFA специально для аукциона. Торги имели большой успех: вырученная сумма составила € 326 000, что существенно превысило ожидания организаторов.

«Мы надеялись довести сумму за каждый фрагмент до 25 тысяч, но в результате все они были проданы гораздо дороже. Торги шли очень напряженно вплоть до самого финала, ставки делались из Бельгии, Германии, Люксембурга, Нидерландов, участвовал даже один американский университет», – рассказывает президент ярмарки Харольд т’Кинт де Роденбеке. Вырученные средства будут распределены между пятью получателями, которые занимаются онкологическими исследованиями, социальной интеграцией людей с инвалидностью и сохранением художественного наследия. Все пять фрагментов уже отправлены новым владельцам в Бельгии и за ее пределами.

Ярмарку посетили 68 000 человек, рекордное количество для BRAFA, а галеристы отметили выросший по сравнению с прошлыми годами объем продаж – для многих были достигнуты лучшие результаты за всю их историю участия.

К примеру, картон Пьера Боннара «Спящая девушка» из галереи Alexis Pentcheff (Марсель) нашел своего покупателя уже в первый день ярмарки. Брюссельская Galerie de la Beraudiere продала бронзовую «Женщину с птицей» Жоана Миро (1968), а De Wit Fine Tapestries (Мехелен) – целых 6 гобеленов, включая созданный по рисунку Кандинского «Горизонталь». У De Jonckheere (Женева) хорошо шла торговля как старинными, так и современными предметами.

Большой популярностью на ярмарке пользовались бельгийские мастера: в частности, главный экспонат галереи La Patinoire Royale / Galerie Valerie Bach – скульптура Поля Бюри «21 прут, отраженный в изгибе» (1967), – перешел Фонду короля Бодуэна и будет выставляться в музее L (Musee L)  в Лувен-ла-Нёв. Оскар Де Вос (Oscar De Vos), специалист по Латемской школе, успешно торговал работами Жоржа Минне, Эмиля Клауса («Сушильщица сена», 1891; «Утки  на берегу Лиса», 1910), Валериуса де Саделера («Зимний пейзаж», 1925), Фрица ван ден Берге («Цветы», 1929). Была продана и исключительная работа Альбера Серваса «Бедняцкие похороны» (1907), неоднократно выставлявшаяся в музеях. Неизменный интерес у посетителей вызывало творчество Леона Спиллиарта, выставка которого в конце февраля открылась в Королевской Академии художеств в Лондоне, а затем переедет в парижский музей Орсэ.

Галерея Heritage (Москва), участвующая в BRAFA второй год, отметила успех среди европейских коллекционеров и СМИ новой концепции стенда, где органично соседствовали предметы декоративного искусства советского ар-деко и произведения современных российских авторов на советскую тему. В первый же день вернисажей была полностью распродана коллекция скульптур Сергея Шеховцова.

Этническое искусство традиционно остается одной из сильнейших сторон BRAFA. Миланская галерея Dalton Somare, дебютировавшая в этом году на брюссельской ярмарке, продала двуликую фигурку-оберег племени обамба (народность кота) середины XIX века за шестизначную сумму. Парижская галерея Charles-Wesley Hourde устроила целую выставку под названием «Дикие духи» (Wild Spirits), посвященную маскам животных из Западной Африки. Для нее специально были подобраны экспонаты с умеренными ценами (€ 4 000 – € 25 000).

В разделе коллекционного дизайна также были отмечены важные продажи. Галерея Gokelaere & Robinson (Брюссель, Кнокке) продала письменный стол Жана Пруве (1948), а нидерландская Morentz (Валвейк) нашла покупателя на стол классика бразильского дизайна Жоржа Зальзупина.

И наконец, несколько сделок было заключено (либо доведено до заключительной стадии) с иностранными музеями. Филипп д’Aршо (Philippe d’Arschot) из Брюсселя успешно продал несколько старинных европейских изделий из серебра музею с севера Франции и еще один серебряный предмет – в Японию. Следующий выпуск ярмарки BRAFA пройдет с 24 по 31 января 2021 года.

BRAFA 2020. Выбор редакции

Каждому Брюссельская ярмарка открывает что-то свое. Представляем работы и стенды, которые произвели сильное впечатление на главного редактора ELITE Interior.

Гао Синцзянь

Ярмарка BRAFA: 65 лет в искусстве

Гао Синцзянь (Gao Xingjian). «La Longue marche», 2017. Галерея Claude Bernard. © Galerie Claude Bernard / Jean-Louis Losi 

Гао Синцзянь (род. 1940, Ганьчжоу, провинция Цзянси, КНР; живет и работает во Франции) – прозаик и драматург, в 2000 г. удостоенный Нобелевской премии по литературе за «произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире». Кроме того, Гао – каллиграф и художник, работающий в технике гохуа, некоторые работы стали обложками его книг.

Ярмарка BRAFA: 65 лет в искусствеХума Баба

Хума Баба (Huma Bhabha). «Joan», 2012. Галерея Clearing (Нью-Йорк, Брюссель)

Художница пакистанского происхождения Хума Баба (род. 1962, живет и работает в Покипси, Нью-Йорк) называет свои скульптуры «характерами». Ее источники вдохновения – классическая и африканская скульптура, работы Пикассо, Бранкузи и Джакометти, «Кентавр» Роберта Раушенберга, а также научная фантастика, хорроры и фильмы Дэвида Кроненберга. «В работе я хочу полностью отказаться от своего «я», – говорит она. –Мои скульптуры не привязаны к какой-то личности, идеологии, стране, гендеру. Только когда ты становишься никем, ты можешь стать всем».

 

 

 

Ярмарка BRAFA: 65 лет в искусстве

Роберт Уилсон

Роберт Уилсон. «Elk», 2018–2019. Видео 75 мин. Галерея Bernier/Eliades (Афины, Брюссель)

На BRAFA 2020 Bernier/Eliades представила работу знаменитого американского театрального режиссера, драматурга и художника Роберта Уилсона (27 января он выступил на BRAFA Art Talks), а в галерее недалеко от площади Шатлен в Брюсселе до 4 апреля проходит его персональная выставка графики и видео.

 

 

 

 

Ярмарка BRAFA: 65 лет в искусствеЯрмарка BRAFA: 65 лет в искусствеWild  Spirits

На выставке Wild Spirits («Дикие духи»), устроенной галереей Charles-Wesley Hourde (Париж), ритуальные зооморфные маски племен Западной Африки демонстрировались с работами современного фотографа из Мали Фатуматы Диабате.

 

 

 

 

Ярмарка BRAFA: 65 лет в искусствеКим Чанг Йул

Ким Чанг-Йул (Kim Tschang-Yeul). «Капли воды». Галерея Alexis Lartigue

Капли воды – лейтмотив картин этого южнокорейского художника-философа (род. 1929, Сеул), их гиперреализм концептуален. Они существуют очень недолго, затем превращаются в пятно и испаряются. Ким Чанг-Йул запечатлевает постепенное растворение и окончательное исчезновение не просто воды, но своего эго. «Только когда растворяется эго, и всё, что причиняет нам страдание: гнев, раздражение, страх – пропадает, мы обретаем настоящий покой», – писал он в книге 1988 года «The Act of Thinking Sometimes» («Усилие иногда подумать»).

Аксель Вервордт

Ярмарка BRAFA: 65 лет в искусстве
© Jan Liegeois

Стенд галереи Акселя Вервордта – знаменитого бельгийского декоратора, антиквара и арт-дилера, виртуозно умеющего миксовать в интерьере предметы разных эпох и стилей.

Ярмарка BRAFA: 65 лет в искусстве

Жан Дюбюффе

Жан Дюбюффе. «Site with 4 Personnages», 1981. Галерея Stern Pissaro (Лондон)

Дюбюффе (1901, Гавр –1985, Париж) – основоположник ар брют: искусства, свободного от общепринятых эстетических норм. Огромное влияние на художника оказала книга немецкого психиатра Ганса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных» (1922)

 

 

 

 

 

Morentz

Ярмарка BRAFA: 65 лет в искусствеГалерея Morentz (Нидерланды) представляет работы Жоржа Накашима, Карло Скарпы, Финна Юля, Жоржа Зальзупина и других легендарных дизайнеров ХХ в. Стенд галереи представлял собой многослойную композицию из предметов, отличающихся вневременной красотой.

Ярмарка BRAFA: 65 лет в искусстве

Статуя Будды

«Стоящий Будда», царство Гандхара, ок. III в. Галерея Christophe Hioco (Париж)

Эта скульптура создана в Гандхаре – древнем царстве, располагавшемся в Северо-Западной Индии, сейчас это территория Пакистана. Гандхарское искусство знаменито прежде всего скульптурой, на которую оказала влияние эллинистическая традиция. В этой работе оно заметно в натурализме передачи фигуры и складок одеяния, форме ног Будды. Эта статуя когда-то была частью буддийского культового сооружения: на это указывают два отверстия в ее подножии.

 

 

Ярмарка BRAFA: 65 лет в искусствеТомас Лерой

Томас Лерой. «The Garden», бронза, 2010. Галерея Rodolphe Janssen (Брюссель)

Художник и скульптор Томас Лерой (род. 1981, Брюссель) размышляет о двойственности человеческой природы: люди осознают свою смертность, но при этом подвержены порокам, которые сокращают жизнь. Подобно ренессансным изображениям святых мучеников, скульптуры Лероя подвергаются физическому разрушению, которое является последствием прижизненного выбора человека

Материал подготовила Анна Пашина
Фото: www.BRAFA.art, Fabrice Debatty, Анна Пашина, галереи Claude Bernard, Alexis Lartigue, Hioco, Charles-Wesley Hourde