Выставка Юрия Анненкова «Революция за дверью»
Юрий Анненков. Фото, 1910-е – начало 1920-х. Бумага, фотопечать. Российский государственный архив литературы и искусств
Выставка Юрия Анненкова «Революция за дверью»
Юрий Анненков. Автопортрет. 1919. Собрание В. А. Дудакова и М. К. Кашуро

В Музее русского импрессионизма до 24 мая проходит выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью». Экспозиция представляет наиболее значимые направления творчества Юрия Анненкова в России и после его отъезда во Францию в 1924 году. Живописец и график, театральный художник-новатор, иллюстратор книг и остроумный карикатурист – в его творчестве отразился не только бурный и сложный период русской истории начала XX века, но и целая эпоха европейского искусства.

Юрий Анненков – фигура удивительно парадоксальная на первый взгляд. Русский художник, за рубежом известный и ценимый больше, чем у себя на родине. Сын народовольца, родившийся в ссылке и отчисленный из средних классов гимназии за то, что рисовал политические карикатуры, казалось бы, нашедший свое место в молодой Советской России, он в 1924 году навсегда покидает ее. Анненков с детства хорошо знал К. Чуковского, М. Горького, И. Репина, работал в журнале «Сатирикон», сотрудничал с лучшими театральными режиссерами своего времени: Н. Евреиновым, Ф. Комиссаржевским, В. Мейерхольдом, а благодаря иллюстрациям революционной поэмы Александра Блока «Двенадцать» по-настоящему прославился. Круг его знакомств был широчайшим – кажется, он дружил со всеми представителями Серебряного века, и вместе с тем знал всю номенклатурную верхушку Советской республики. Позднее, в эмиграции, естественным образом влился в общее течение европейской культуры, став ее частью.

 

 

Люди, с которыми сводила его судьба, стали героями и его обширной портретной галереи, и книги воспоминаний «Дневник моих встреч. Цикл трагедий». Название же выставке, организованной Музеем русского импрессионизма, дала другая книга Анненкова, в России известная как «Повесть о пустяках», а в первом своем издании на французском языке озаглавленная «Революция за дверью». Эта сатирическая автобиографическая повесть – ключ к пониманию многогранной личности и судьбы Юрия Анненкова, который жил и творил в то время, когда революция действительно была буквально рядом: за дверью мастерской, за дверью квартиры. Но кроется здесь и вторая метафора: с той поры, как Анненков покинул Россию, революция и ее последствия также оказались для него за условной дверью.

Об эмиграции, как рассказывала вторая супруга художника актриса Валентина Мотылева, они и не помышляли.

Выставка Юрия Анненкова «Революция за дверью»
Ю. Анненков и В. Мотылева, Рим. Фото, 1924. Собрание семьи Н.П. Анненковой

«Жизнь художника в России была очень неинтересной, потому что надо было делать или портреты вождей, или какие-то картины на тему революции, что мужа не привлекало. А так как он учился в Париже до войны, то попасть туда была его большая мечта. И в один прекрасный день пришло разрешение выехать в Париж. Я совсем не думала, что мы там останемся. Думала, пройдут 2-5-6 лет, и мы вернемся в Россию. Но обстоятельства сложились так, что мы остались навсегда в Париже». (Из беседы В.И. Мотылевой с историком Алексеем Малышевым, 1965 год.)

Летом 1924 года Анненков отправился на Венецианскую биеннале, чтобы представить от Советской России написанный им портрет Льва Троцкого. Но явные изменения курса на родине заставили проявить элементарное чувство самосохранения – вряд ли новое руководство страны «простило» бы ему знакомство с видными партийными деятелями, ставшими моделями для портретов серии, заказанной художнику к пятилетию Красной Армии. Ведь многие из них впоследствии превратились во врагов народа.

В инвентарных книгах скульптура проходила как изображение другого знаменитого революционера, Якова Свердлова, а основание, выдававшее истину, было спрятано под фальшпостамент. Возможно, такая предусмотрительность и помогла сохранить эту работу до наших дней, в отличие от портрета Троцкого, созданного Анненковым для Венецианской биеннале 1924 года и уничтоженного после опалы наркома.

Но сказать, что Анненков в эмиграции попал на чужбину, нельзя. Наоборот, в свое время уже пожив и поучившись в Париже и хорошо владея языком, он словно окунулся в свою стихию. Обладая колоссальной работоспособностью, Анненков активно участвовал в коллективных и индивидуальных выставках; увлекся кинематографом и стал едва ли не самым известным в мире художником по костюмам, даже номинировался в 1955 году на «Оскар» за костюмы к фильму М. Офюльса «Мадам де…»; в 50-60-е годы попробовал себя в амплуа абстракциониста, иллюстрировал книги (в том числе А.И. Солженицына и М.А. Булгакова), издавал свои литературные опыты под псевдонимом Б. Темирязев.

До самого конца жизни Юрию Анненкову так и не удалось побывать на родине, в отличие от его сочинений, попадавших в СССР нелегально или ходивших в виде самиздата. Выставка, представившая около 170 работ из ведущих музеев и частных собраний России и Франции, – это возвращение. И не только возвращение художника в свою страну, но и возвращение страной того внимания, того уважения, которое, безусловно, заслуживает творчество Юрия Павловича Анненкова.

Куратор выставки – Анастасия Винокурова, ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма. Научный консультант – Анна Львовна Дьяконицына, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи.

Текст: Алла Гоян
Фото предоставлены пресс-службой Музея русского импрессионизма

ELITE Interior, # 3/158 март 2020