Выставка «Стиль на выбор. Интерьеры эпохи историзма»
Проект интерьера бальной залы. Лист из журнала «Le Garde-Meuble», Париж, 1879

В современном мире каждый потребитель может стать дизайнером и декоратором своего личного пространства, а каждый производитель предметов обстановки создает каталоги, по которым клиенты выбирают то, что им по душе. Мы свободны в выборе стиля. Есть модные тенденции, но за каждым из нас остается право следовать им или нет. Однако так было не всегда… С чего же все началось?

Идеи о смешении различных стилей и эпох, о возможности свободного выбора любых элементов декора и их сочетаний появляются в 1830–40-е годы почти параллельно в Европе и России. С точки зрения стиля в истории искусства этот период принято называть эпохой историзма или «эклектики». Термин «eklektikos» в переводе с греческого означает «выбирающий» и абсолютно точно отражает смысл этого явления. «Дома людей с достатком – подобны витринам для курьезных вещей: античность, готика, ренессанс и Людовик XIII – здесь все стили в совершенном беспорядке. Словом, у нас есть что-то от любого века, но созданное нами; что-то, чего никогда нельзя было увидеть в какое-либо другое время», – писал Альфред де Мюссе о последних веяниях в современном ему искусстве.

Выставка «Стиль на выбор. Интерьеры эпохи историзма»
Проект интерьера гостиной в стиле Людовика XVI. Лист из журнала «Le Garde-Meuble», Париж, 1875

В гостиных хозяева дома проводили большую часть времени: здесь принимали гостей, устраивали музыкальные вечера, занимались рукоделием и чтением литературных новинок. Число гостиных в доме зависело от состоятельности хозяина. Чтобы их различать, существовал принцип разделения по цвету, соответствующий текстильному оформлению: «малиновая», «голубая», «зеленая». Комнаты большого размера предназначались для парадных приемов, они были мало меблированы.  Классическим типом парадной гостиной была комната с симметрично расположенными дверными проемами и окнами.

Начиная с 1850-х годов становятся регулярными показы международных художественно-

промышленных достижений. В 1851 году в Лондоне в Гайд-парке состоялась Первая всемирная промышленная выставка, в которой приняли участие 32 страны, включая Россию. После лондонской подобные выставки проходили во многих столицах мира. Их экспозиции наглядно демонстрировали то разнообразие конструкций, технических усовершенствований, а также приемов декора, которых удалось достичь мастерам декоративно-прикладного искусства за сравнительно короткий срок.

Спальню часто предлагалось оформлять в стиле прихотливого «второго рококо», навеянного воспоминаниями об эпохе Людовика XV, или же в более строгом классическом варианте – Людовика XVI. В таком виде она напоминала парадную дворцовую спальню – кульминацию парадной анфилады залов в XVIII веке. Отсюда берет свое начало высокий альков с пышными плюмажами из перьев над ложем и прочие элементы роскоши, ставшие во второй половине XIX века необходимыми атрибутами внешнего антуража, желанием утвердить престиж владельца.

Выставки сопровождались иллюстрированными изданиями. Во Франции начинают активно выпускать специализированные увражи с предметами обстановки и элементами декора, а также изображениями уже «собранных» интерьеров в стиле той или иной исторической эпохи. Они помогали ориентироваться владельцам мебельных мастерских и их клиентам во всем разнообразии «стильной» мебели и выбирать наилучший вариант. Любой крупный мебельный магазин предоставлял подобную информацию в своих салонах. Извещения о модных моделях регулярно рассылались клиентам.

Наиболее известным был журнал «Le Garde Meuble, anciene et mоderne», издававшийся с 1839 по 1935 годы в Париже. Название журнала: «Le Garde Meuble» дословно можно перевести с французского как «хранилище мебели». Такое название появилось еще в 1663 году, когда французский король Людовик XIV организовал

специальную структуру при дворе, которая занималась учетом и уходом за обстановкой королевских покоев. Издатели журнала лишь добавили к этому названию фразу «anciene et modernе» – «старинной и современной», чтобы подчеркнуть, что в издании будут представлены как образцы интерьеров и предметов обстановки в стилях Готики, Ренессанса, Барокко, Рококо и Классицизма в их французской и английской интерпретациях, так и «современные стили», подразумевавшие новый подход к созданию интерьера и предметов обстановки, изготовленных в соответствии с современными технологиями и с учетом потребительских требований второй половины XIX века. Начиная с этого периода появляется новый заказчик – стремительно растущий класс состоятельных горожан. Ранее лишь узкий круг представителей аристократии и правящей элиты пользовался услугами архитекторов, проектировавших интерьеры вместе с архитектурой зданий. Это были очень дорогостоящие эксклюзивные проекты. С появлением массового производства стоимость оформления покоев снизилась, что позволило расширить круг потенциальных клиентов.

Выставка «Стиль на выбор. Интерьеры эпохи историзма»
Интерьер ванной комнаты. Лист из журнала «Le Garde-Meuble», Париж, 1884

В начале XIX века далеко не все дома имели специальную ванную комнату. Часто это была просто одна из изолированных, непроходных комнат, где могли стоять две ванны: одна с мыльной водой, другая с водой для ополаскивания. Далее следовала комната отдыха. С усовершенствованием системы водоснабжения эти две зоны могли объединяться. Омовения с благовониями у европейцев ассоциировались с Востоком, в частности с Турцией. «Турецкий стиль» – это условное название одного из ориентальных направлений в искусстве Европы и России XVIII–XIX веков. В конце XIX века ванная комната стала обретать собственную эстетику, позволившую оборудовать ее не только функционально, но и художественно.

Одно из главных преимуществ, которое быстро оценили новые заказчики, – возможность приобретения обстановки сразу для нескольких комнат и даже целого дома. Вариативность декоративных материалов и уже заданные «каноны» не требовали от заказчика особенных навыков и знаний в искусстве создания интерьера. Ему предлагалось лишь внимательно рассмотреть образцы, выбрать «стиль» в соответствии с назначением интерьера и обсудить детали декора.

В Московском музее-усадьбе Останкино хранится большая коллекция литографий из модных французских журналов XIX века, посвященных интерьерам и предметам обстановки. Начиная с XVIII века именно Франция считалась образцом хорошего вкуса и элегантности, диктовала моду не только в одежде, но и в оформлении интерьеров. Благодаря некоторым графическим листам из коллекции музея с сохранившимися пометками мы можем проследить, как шла работа над созданием интерьеров. Заказчик выбирал ткань, фурнитуру, мог добавить или отказаться от дополнительных элементов декора, оставлял пожелания о том, как драпировки могли сочетаться с мебелью, и так далее. По сути, это стало началом того подхода, который успешно практикуется по сей день.

До мая 2020 года в музее-усадьбе Люблино можно увидеть самые интересные примеры обстановки эпохи историзма из коллекций ведущих музеев Москвы и частных собраний на выставке «Стиль на выбор. Интерьеры эпохи историзма».  

Текст: Мария Жохова, Любовь Колобанова
Фото предоставлены авторами статьи