Живопись нитью. История шпалерного искусства
Шпалера «Дама с органом» из серии шпалер «Дама с единорогом» в частном интерьере

История шпалерного искусства переживала различные этапы развития от расцвета до упадка, двигаясь как бы по спирали, циклично. В настоящее время мы видим возрождающийся интерес к этому изысканному виду декоративно-прикладного искусства. Причем интерес этот весьма разносторонний: кто-то видит в приобретении высокохудожественного гобелена средство инвестирования, другие – возможность творческого самовыражения. Третьи рассматривают шпалеру как оригинальный арт-объект, способный не только нести декоративную, но и весьма существенную функциональную нагрузку, например, эстетическое зонирование пространства.

Цель данной публикации – с одной стороны, познакомить читателей с историей развития ткацких мануфактур, с другой – привлечь внимание к большим возможностям этих живописных текстильных картин, подходящих для воплощения самых смелых идей оформления интерьера. Давайте разберемся, что представляет собой гобелен, или, как его еще называют, шпалера в смысле материального объекта.

Гобелен, как известно, считается разновидностью декоративно-прикладного искусства и предстает перед нами как материальное воплощение изысканной красоты на текстильном полотне, созданное кропотливо и вдумчиво человеческими руками в союзе с поэтической душой и умиротворенным разумом. Гобелен открывается нам как художественное явление, объединившее разные жанры: от изделий простого ручного ткачества до уникальной «живописи в текстиле». Гобелен, или шпалера представляет собой односторонний настенный безворсовый ковер с выраженной сюжетной либо орнаментальной композицией, вытканной путем перекрестного переплетения нитей и с использованием специально «приготовленного картона более или менее известного художника» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

Шпалеры изготавливались из шерсти, шелка, золотых и серебряных нитей. Строго говоря, правильно называть эти ковры шпалерами, так как название «гобелен» появилось во Франции в XVII веке и происходит от фамилии братьев Гобеленов. Мануфактура Гобеленов была реорганизована в Мануфактуру королевской меблировки под руководством Ш. Лебрёна и получила широкую известность по фамилии первых владельцев. Так сформировался определенный стиль, колорит и материал «тканых картин», популярность которых была огромна, и термином «гобелен» стала называться вся продукция, выполненная в технике шпалерного ткачества. Исходя из этого, по мнению специалистов, правильно называть «гобеленом» изделия данной мануфактуры, а все прочие ковры называть шпалерами.

Итак, разобравшись в названии, гораздо интереснее заглянуть в историю. Опираясь на археологию, мифы и сказания, можно увидеть, что шпалерное ткачество было хорошо известно в Древнем Египте и Вавилоне. Владели этим искусством и древние греки, покровительницей ткачества считалась сама Афина. Поэма Гомера «Одиссея» – живое свидетельство. Достаточно вспомнить супругу Одиссея – верную Пенелопу, которая была занята ткачеством в ожидании возвращения мужа. Римский поэт Овидий в своих «Метаморфозах» рассказывает миф о соревновании в ткацком искусстве Афины Паллады и Арахны.

Самые древние тканые изделия в Америке были созданы из шерсти и хлопка в Перу и относятся к 2500 году до н.э. В Китае в технике шпалеры изготавливались шелковые изделия, известные нам с эпохи Хань. Начало расцвета европейской шпалеры связано с Крестовыми походами.

В странах Южной Европы стены домов украшали росписями и фресками, а в холодной Северной Европе шпалера не просто украшала стены замков и соборов, а имела еще и практическое назначение: сохраняла тепло, защищала от сквозняков. Их использовали не только для оформления больших залов и помещений, но и обивали тканью перегородки, создавая ширмы, а также для пологов кроватей и оформления походных шатров, подушек и т.д.

Для средневековой шпалеры была характерна монументальность, изображение было плоскостным, без перспективной глубины, упрощенные рисунки и фигуры создавались без детализации. Сюжеты часто заимствовались из книжной миниатюры и несли библейские или исторические мотивы, также широко использовались геральдические знаки. Самой ранней из сохранившихся является шпалера из церкви святого Гереона в Кёльне, датированная XI веком.

Живопись нитью. История шпалерного искусства
Средневековая шпалера «Отжим винограда». Государственный музей Средневековья – термы и особняк Клюни, Париж

С конца XIV века появляются первые мануфактуры, и шпалерное производство становится значительной экономической отраслью. Расцвет ткачества произошел во Франции и Фландрии. Ковры широко используются не только как интерьерное решение, но и для оформления улиц городов в религиозные праздники, для процессий и, конечно, рыцарских турниров. Производство укрупняется, вместе с красильщиками и ткачами работают художники, создающие живописный образ – подробный эскиз картона будущей шпалеры. Далее специалисты-картоньеры увеличивают эскиз до масштаба изделия. Чаще всего «текстильные полотна» заказывались сериями, объединенными темой и сюжетом.

Однако само производство было очень дорогим и кропотливым, использовались такие драгоценные материалы, как шелк, золотые и серебряные нити, поэтому заказ чудесных тканых картин могли позволить себе только члены королевских семей, знать и церковь.

Безусловно, памятником готического искусства является грандиозный цикл шпалер «Анжерский апокалипсис» (приблизительно 1380 год). Данный цикл включает в себя 64 основных сюжета, иллюстрирующих сцены из Откровения Иоанна Богослова. В каждом из 7 циклов представлены по 7 работ на синем и красном фоне. Это самая большая в мире коллекция средневековых шпалер. Художественное значение этого цикла столь велико, что в 30-е годы прошлого века известный реформатор шпалерного дела Жан Люрса назвал Анжерский апокалипсис «Сикстинской капеллой, выполненной из шерсти».

В XV веке появился особый вид шпалер «мильфлёр» (фр. «Тысяча цветов»), где на темном красном, зеленом или синем фоне по декоративной кайме было рассыпано множество мелких цветов, ягод и букетов. Они
служили фоном для сюжетов на библейские, мифологические и литературные темы. Пожалуй, самым знаменитым является «мильфлёр» из цикла шести шпалер «Дама с единорогом».

В этих гобеленах заложен очень глубокий смысл, они в аллегорической форме представляют пять чувств – «Осязание», «Вкус», «Зрение», «Обоняние» и «Слух». Шестое «чувство» принято называть по вытканному девизу – «Мое единственное желание». Дама на гобеленах (а это реальное историческое лицо – Клод Ле Вист, на что указывают вымпелы с геральдическим гербом ее семьи) олицетворяет Душу, на каждом гобелене меняется ее наряд, прическа и атрибуты. Дама – душа, находящаяся между Львом (символ материального мира) и Единорогом (представляющим духовную сущность). Так чудесная аллегория пяти чувств указывает на путь познания Души. Через века загадочная Дама и единорог продолжают хранить тайну глубокого символического замысла. Данный цикл долго не выходил из моды и активно повторяется в наши дни. Интересна история приобретения этих шпалер. Она связана с именами таких известных французских писателей, как Жорж Санд и Проспер Мериме. Санд вспоминает о найденных восьми шпалерах, возможно, когда-нибудь мы узнаем судьбу и двух пропавших работ. В настоящее время есть еще версии, раскрывающие аллегорический смысл цикла «Дама с единорогом». Например, религиозные. Эти ковры как увлекательная история, ими хочется любоваться, рассматривать, расшифровывать не спеша и внимательно. На полотнах изображено более 100 видов цветов и растений. Представлен обширный бестиарий, где каждое существо несет свой смысл. Не случайно именно эти гобелены мы видим в фильмах о Гарри Поттере: ведь идея, заложенная в этих художественных изображениях, также созвучна романтике нашего времени.

Текст: Ирина Алексина, декоратор, арт-амбассадор французской мануфактуры Jules Pansu
Фото предоставлены музеем Клюни и автором статьи