В БУДУЩЕЕ ВОЗЬМУТ НЕ ВСЕХ
Илья и Эмилия Кабаковы

С 21 апреля по 29 июля в Главном штабе Государственного Эрмитажа представлена одна из главных выставок года – масштабная ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех». Кабаков – крупнейшая фигура московского концептуализма, с 1989 года работающий в соавторстве с женой Эмилией. Кабаков знаменит конструированием нового жанра – тотальной инсталляции, где произведением является не отдельный объект, а целостное единое пространство, в которое попадает зритель.

В своих работах творческий союз Ильи и Эмилии Кабаковых мифологизирует рутинную, будничную, коммунальную жизнь СССР, герои их работ – уязвимые романтики и забытые художники-мечтатели, живущие в прозаичных условиях советского быта. Выставка-ретроспектива позволяет проследить становление творческого метода Кабакова, входящего в число наиболее прославленных современных художников. В экспозиции представлены тотальные инсталляции, архитектурные модели, произведения живописи и графики. Этот масштабный проект – результат сотрудничества Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи и лондонской галереи Тейт и включает произведения из музеев и частных коллекций России, Европы и США. Кураторы выставки – Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, и Натела Тетруашвили. Выставка проходит в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX–XXI веков. Молодежным центром Государственного Эрмитажа подготовлена обширная образовательная программа, включающая цикл лекций, мастер-классов и дискуссий.

В БУДУЩЕЕ ВОЗЬМУТ НЕ ВСЕХ
Илья и Эмилия Кабаковы. Тотальная инсталляция «В будущее возьмут не всех», 2001. Courtesy of MAK – Austrian Museum of Applied Arts / Contemporary Art © Ilya and Emilia Kabakov. Photo © Tate (Andrew Dunkley)

«В будущее возьмут не всех» – эссе Ильи Кабакова, вышедшее в 1983 году в парижском журнале неофициального русского искусства «А–Я». В тексте Кабаков размышляет о харизматичной роли Казимира Малевича, увлекшего за собой в будущее целое поколение русских художников, и вспоминает о своем личном опыте – о художественной школе, где детей с лучшей успеваемостью награждали поездкой в пионерский лагерь, а отстающих лишали любого шанса на творческую реализацию в будущем. Эссе завершается размышлением о том, что ровно так же современность записывает в историю искусства имена одних художников, а других предает забвению. В одноименной инсталляции (2001) поезд, отбывающий от платформы, увозит тех, кому посчастливилось стать частью будущего. А брошенные на перроне работы напоминают о тех, кто остался забыт, потому что не был обласкан властью или просто не вошел в моду. В то время как мир одержим соответствием настоящему моменту, Кабаков задается вопросом, что станет с искусством в будущем? Требование жить сегодняшним днем в сознании современного человека заглушает тревогу о дальнейшей судьбе искусства. Каждый по-своему решает дилемму, что важнее: чтобы твои достижения поняли и оценили сегодня, или чтобы они нашли себе место в завтрашнем миропорядке.

Илья Кабаков родился в 1933 году в Днепропетровске. В 1943-м, во время эвакуации в Самарканд, поступил в Художественную школу Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, после войны учился в Московской средней художественной школе, с 1951 года – студент Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств (окончил в 1957 году). С 1955 по 1987 год зарабатывал на жизнь иллюстрацией детских книг, сотрудничал с издательством «Детгиз», журналами «Малыш», «Мурзилка» и «Веселые картинки». В те же годы создал свои первые неофициальные графические серии, работал над концептуальными альбомами, герои которых – оторванные от реальности, страдающие от различных иллюзий художники. В 1987 году, благодаря гранту «Graz Kunstverein» австрийского министерства культуры, Кабаков впервые получил возможность выехать за границу. В 1988 году он переехал в Нью-Йорк, где встретил Эмилию Леках, которая вскоре стала его супругой.

В БУДУЩЕЕ ВОЗЬМУТ НЕ ВСЕХ
Илья и Эмилия Кабаковы. Инсталляция «Случай в коридоре возле кухни», 1989. Фото предоставлены пресс-службой Государственного Эрмитажа

Илье Кабакову принадлежат слова: «Жильцы коммунальной квартиры находятся друг с другом в тайном или открытом противостоянии, благодаря чему кажется, что по квартире гуляют, никогда не утихая, бури и вихри». В инсталляции «Случай в коридоре возле кухни» кухонная утварь парит в воздухе, а коридор квартиры становится средоточием хаоса и беспорядка. Этот кавардак разительно контрастирует с живописными полотнами, написанными художником-дилетантом, которые напоминают окна, открывающиеся в идиллический пейзаж. Текст, в котором изложена история происшествия, представлен на пюпитре.

Эмилия Кабакова родилась в 1945 году в Днепропетровске. Училась в иркутском музыкальном училище и окончила Днепропетровскую консерваторию по классу фортепиано, затем четыре курса факультета иностранных языков МГУ по отделению испанского языка. В 1973 году эмигрировала в США. С конца 1980-х работает вместе с Ильей Кабаковым. Плодом многолетнего творческого сотрудничества стали «тотальные инсталляции» и произведения, посвященные темам утопии, мечты и страха, отражающие спектр универсальных человеческих переживаний. Илья и Эмилия Кабаковы живут и работают в США.

В БУДУЩЕЕ ВОЗЬМУТ НЕ ВСЕХ
Илья и Эмилия Кабаковы. Инсталляция «Объекты из его жизни», 2005. Private Collection © Ilya and Emilia Kabakov. Photo Courtesy of the Artists 2005

Инсталляция «Объекты из его жизни» объединяет сотни предметов личного обихода, разложенных в витринах или подвешенных под потолком. Все они принадлежат вымышленному персонажу, жизнь которого сводится к сумме его пожитков. Каждый предмет, включая даже мелкий мусор, как в археологическом музее, снабжен этикеткой. Как и в случае с более ранней работой «Собакин», Кабаковы задаются вопросом, насколько полно могут рассказать о человеке оставшиеся после него предметы и бюрократические записи.

Фото предоставлены пресс-службой Государственного Эрмитажа

ELITE Interior #5/141 май 2018

Написать комментарий