МАСТЕР УПАКОВКИ
Христо и Жанна-Клод на фоне проекта The Gates в Центральном парке, Нью-Йорк, 2005

В 2018 году посетителям ярмарки BRAFA представилась редкая возможность составить наиболее полное представление о творчестве Христо – одного из самых известных и влиятельных современных художников. Во-первых, Христо был Почетным гостем BRAFA 2018, где представил свою раннюю инсталляцию «Три витрины». Во-вторых, на стендах нескольких галерей можно было увидеть и приобрести его рисунки, макеты и небольшие скульптуры. И в-третьих, в дни проведения ярмарки в брюссельском ING Art Center проходила ретроспектива «Христо и Жанна-Клод. Городские проекты».

Даже те, кто не очень хорошо знаком с современным искусством, одну работу Христо вспомнят точно: обернутый тканью Рейхстаг – масштабный проект, осуществленный в Берлине 23 июня 1995 года.

Упаковывание самых разных объектов: от консервных банок до островов – творческий метод Христо, его способ взаимодействия с пространством и зрителями. Нельзя сказать, что Христо – изобретатель этого метода. В 1920 году Ман Рэй создал свой знаменитый редимейд «Загадка Исидора Дюкасса» – швейную машинку, завернутую в мешковину и перевязанную веревкой. Исидор Дюкасс – настоящее имя французского поэта и писателя Лотреамона, автора «Песен Мальдорора» и высказывания, которым впоследствии вдохновился Ман Рэй, а также дадаисты и сюрреалисты: «Красота – это случайная встреча швейной машинки и зонтика на операционном столе». Что имел в виду Лотреамон и что хотел выразить Ман Рэй? Тщетность стремлений человека найти всему логическое объяснение. Произведение художника – это загадка, как и мир вообще. Он непознаваем человеческим разумом, таинственен и изменчив, в нашем мире нет ничего постоянного и нет объективного восприятия реальности: у каждого она своя. Художник же свободен в средствах выражения, он – творец своей собственной вселенной, и любой объект волен возвести в ранг произведения искусства, яркий пример – «Фонтан» Дюшана. Эти мысли оказались очень близки Христо: его работы ломают наше привычное представление об окружающей действительности, о материальных объектах. Большинство проектов Христо создавал вместе со своей женой Жанной-Клод де Гийебон, они прекрасно дополняли друг друга: он был занят творчеством, она – организационными вопросами. Жанна-Клод была для Христо советчиком, другом и единомышленником, ее смерть в 2009 году стала для художника огромной потерей.

МАСТЕР УПАКОВКИ
Эскиз к проекту «Окруженные острова. Бискайский залив. Большой Майами. Флорида», 1982. Фото: Wolfgang Volz © Christo 1982

Христо (полное имя – Христо Владимиров Явашев) и Жанна-Клод родились в один день – 13 июня 1935 года, он – в болгарском Габрово, она – в Касабланке. У Христо было трудное детство: он пережил войну и коммунистические репрессии. С 1953 по 1956 годы изучал живопись, скульптуру и архитектуру в Софийской академии художеств. Недовольный политическим режимом, по окончании учебы он уезжает в Прагу, затем нелегально пересекает границу с Австрией и устремляется в Париж. Там Христо познакомился с юной выпускницей философского факультета Жанной-Клод де Гийебон – своей будущей женой. В 1963 году они примкнули к движению новых реалистов, куда входили Арман, Сезар, Реймонд Хайнс, Ив Кляйн, Миммо Ротелла, Ники де Сен-Фалль, Жан Тэнгли и другие. В 1964-м супруги перебрались в Нью-Йорк и приняли американское гражданство. Они продолжали использовать упаковку как форму символического захвата пространства: художники утверждали, что присвоенные, обернутые, перекроенные и раскрашенные объекты, здания или фрагменты пейзажей «получают новое скульптурное измерение». Средства для осуществления своих проектов они собирали, распродавая эскизы. Это был принципиальный момент: идеи Христо и Жанна-Клод осуществляли на собственные деньги, не прибегая к помощи спонсоров: им было важно сохранить свою свободу. В интервью Христо не раз повторял: «У наших проектов нет причин на существование, кроме поэзии, абсолютного творчества. Свобода – их самый главный компонент. Вот почему наши работы не вечны. Потому что свобода – враг обладания, а обладание равно статичности». Искусство Христо демократично: никто не может купить или продать его работы, и в то же время увидеть их может каждый, вне зависимости от социального статуса. В каждом предмете, будь то обыденная бытовая вещь или же памятник архитектуры, художник видит некую скрытую от глаз форму, которую нужно извлечь, показать спрятанную красоту. Именно этой цели служит упаковка – она прячет незначительные детали и проявляет саму сущность объекта. Еще одна важная идея для понимания творчества Христо – недолговечность произведений, он лишен амбиций оставить свой след в искусстве. «Чтобы исчезнуть навсегда, требуется, возможно, больше храбрости, чем остаться, – считает мастер. – Во всех моих проектах тема исчезновения – одна из самых сильных. Они исчезнут, как наше детство, наша жизнь». Ткань, в которую Христо заворачивает объекты, – словно саван, который символизирует переход в иной мир, иную реальность.

Среди самых знаменитых проектов Христо и Жанны-Клод – «Обернутый Рейхстаг. Берлин» (1971–1995), «Обернутый Пон-Нёф. Париж» (1975–1985), «Бегущая изгородь. Калифорния» (1972–1976), «Окруженные острова. Бискайский залив. Большой Майами. Флорида» (1980–1983).

Эскизы, макеты и коллажи этих и других осуществленных и неосуществленных проектов, подготовка которых занимала порой несколько лет, можно было увидеть на выставке «Christo and Jeanne-Claude. Urban Projects» в брюссельском ING Art Center, проходившей с 25 октября 2017 по 25 февраля 2018. В июне этого года новую работу «The Mastaba» Христо создаст в лондонском Гайд-парке.

Материал подготовила Анна Пашина
Фото предоставлены ING Art Center, ©CHRISTO

ELITE Interior #3/139 март 2018

­­

 

 

Написать комментарий

Language »