Музей Африки в Брюсселе: прошлое и настоящее
Шери Самба/Cheri Samba. «Реорганизация», 2002. Фото предоставлено пресс-службой The Africamuseum

В декабре прошлого года в пригороде Брюсселя Тервюрене после 5-летней реконструкции открылся Музей Африки, ранее известный как Королевский музей Центральной Африки. Из последнего в мире колониального музея он превращен в крупнейшую международную институцию по изучению самобытной культуры, природы, языков и народов Африки, рассматриваемых в общемировом контексте, а не с позиции колонизаторов.

Картина Шери Самбы «Реорганизация» является ключевой для понимания концепции обновленного музея. Справа на ней африканцы стремятся вытащить из музея статуи, изображающие их в виде дикарей. Слева – европейцы, сотрудники музея, пытаются затащить статуи обратно. Рядом с ними художник сделал подпись на фламандском: «Мы не можем допустить, чтобы статуи покинули музей. Благодаря им мы сейчас – те, кто мы есть». Директор музея Гвидо Гризелс стоит посередине, строго глядя перед собой. Рядом с ним надпись: «Да, это непросто. Но мы должны полностью переосмыслить музей».

Музей Африки в Брюсселе: прошлое и настоящее
Фото предоставлено пресс-службой The Africamuseum © RMCA, Tervuren, photo Jo Van de Vijver

Большая ротонда со скульптурами-аллегориями времен колонизации Конго Бельгией. Скульптуры представляют европейцев богами, перед которыми склоняются конголезцы. Именно в Ротонде была установлена деревянная скульптура Эме Мпане, символизирующая Конго, не забывшее прошлое, но устремленное в будущее. Фото предоставлено пресс-службой The Africamuseum © RMCA, Tervuren, photo Jo Van de Vijver

Колониальное прошлое Бельгии – страница в истории страны, которую кто-то хочет поскорее перевернуть и забыть, а кто-то вспоминает с ностальгией по «старым добрым временам». У открывшегося после реконструкции музея две основные задачи: первая – изучать африканскую культуру и знакомить с ней посетителей музея, вторая, не менее важная, – рассказывать о разрушительных последствиях колонизации. Рассказывать со всеми подробностями – так, чтобы ностальгии не возникало. Наиболее полно в музее представлена история и культура Демократической Республики Конго – бывшей колонии Бельгии. В 1885-1908 годах она носила название Свободное государство Конго и была личным владением бельгийского короля Леопольда II. Правитель маленькой европейской страны был одержим мечтой о захвате африканских земель, богатых каучуком и слоновой костью. Монарх тратил целые состояния на экспедиции в Африку, но все они окупились сторицей после колонизации.

В 1908 году из частной собственности короля страна превратилась в колонию Бельгийского государства, поменяв название на Бельгийское Конго. Независимость была получена десятки лет спустя – 30 июня 1960-го. В 1897 году в Брюсселе проходила Всемирная выставка, во время которой Леопольд II представил построенный в его поместье Тервюрен Колониальный павильон. Там демонстрировались богатства Свободного государства Конго: экзотические ритуальные и церемониальные предметы, чучела животных, кофе, какао, табак. А в парке Тервюрена был устроен «человеческий зоопарк» – конголезская деревня, в которую завезли 60 африканцев; семеро из них за время работы выставки умерли. Павильон и деревня били рекорды посещаемости, и Леопольд II, стремившийся привлечь как можно больше европейских инвесторов в свой колониальный проект, решил открыть в Тервюрене музей и научный центр по изучению Африки. Музей Бельгийского Конго (после объявления независимости Конго переименованный в Королевский музей Центральной Африки) был построен по проекту архитектора Шарля Жиро, автора парижского Пти-Пале, и торжественно открыт 30 апреля 1910 года королем Альбертом I – Леопольд II год не дожил до воплощения своей мечты. В отделанных мрамором залах были выставлены великолепная коллекция минералов, этнографические находки, чучела животных – восторг взрослых и детей вызывал огромный африканский слон. Были там и статуи: конголезцы изображались как отсталые дикари, европейцы – как боги, принесшие им цивилизацию. В качестве колониального музей просуществовал рекордно долго – до наших дней.

Музей Африки в Брюсселе: прошлое и настоящее
Фредди Тзимба/Freddy Tsimba. Инсталляция у фасада музея «Закрытые центры, открытые мечты», 2016. Фото предоставлено пресс-службой The Africamuseum © RMCA, Tervuren, photo Jo Van de Vijver
Музей Африки в Брюсселе: прошлое и настоящее
Гвидо Гризелс, генеральный директор Музея Африки (Бельгия). © Frank Abbeloo

 

Но 1 августа 2001 года его директором был назначен Гвидо Гризелс, заявивший о полной реконструкции музея – как технической, так и идеологической. К основному зданию был пристроен современный входной павильон со стеклянным фасадом, соединенный с историческим зданием подземным переходом. Практически всё пространство подземной галереи занимает огромная лодка-каноэ, а на стене написано: «Всё проходит, кроме прошлого».

«Память о колониальном прошлом необходимо сохранять и передавать следующим поколениям, чтобы такого больше не повторилось, – говорит Гвидо Гризелс. – Музей Африки больше не является колониальным. Мы стремимся показать прошлое и настоящее Африки, которая открыта будущему».

 

Музей Африки в Брюсселе: прошлое и настоящее
© David Plas. Фото предоставлено пресс-службой The Africamuseum

Историческое здание Королевского музея Центральной Африки, построенное архитектором Шарлем Жиро. Музей был торжественно открыт 30 апреля 1910 года и в те времена носил название Музей Бельгийского Конго.

Музей Африки в Брюсселе: прошлое и настоящее
© RMCA, Tervuren. Фото предоставлено пресс-службой The Africamuseum

Новый современный павильон, соединенный с музеем подземной галереей, был открыт для публики в конце 2018 года одновременно с обновленным историческим зданием. В павильоне расположены кассы, музейный магазин, ресторан, лекционный и конференц-залы и комнаты для занятий с детьми.

Текст:  Анна Пашина

ELITE Interior, # 3/149 март 2019

Написать комментарий