Выставка Марины Абрамович
Марина Абрамович. Портрет со свечой из серии Places of Power, 2013. Courtesy of Marina Abramovicć Archives © Marina Abramoviсć

20 января в Палаццо Строцци во Флоренции завершила работу одна из главных мировых выставок конца 2018-го – начала 2019 года: масштабная ретроспектива «The Cleaner» мастера перформанса Марины Абрамович. Италия в качестве места проведения была выбрана не случайно: во-первых, Марина много работала здесь в 1970-е – ее перформансы проходили в Риме, Милане, Неаполе, Венеции, Болонье; а во-вторых, устраивая выставку в стенах знаменитого памятника архитектуры эпохи Возрождения, организаторы стремились показать связь творчества Марины с классическим наследием.

Название выставки «The Cleaner» («Чистильщик») выражает отношение Марины к собственной жизни и творчеству: «Как во время уборки дома мы оставляем только нужные вещи, а хлам выбрасываем, так и в жизни я оставляю только то, в чем нуждаюсь здесь и сейчас, и избавляюсь от лишнего – прошлого, воспоминаний, власти фатума».

Выставка Марины Абрамович
Марина Абрамович. Перформанс «Балканское барокко», 1997. Одноканальное видео 9 мин. 42 сек. Abramović LLC, Нью-Йорк. Courtesy of Marina Abramovicć Archives e LIMA. © Marina Abramovic. Marina Abramović by SIAE 2018

У посетителей была уникальная возможность проследить весь творческий путь художницы – от ранних работ 1960-х годов до недавних, созданных в 2000-е.

Выставка Марины Абрамович
Марина Абрамович. Перформанс «Дом с видом на океан», 2002–2017. Мультимедийная инсталляция, Abramović LLC , Нью-Йорк. Courtesy of Marina Abramovic Archives e Sean Kelly, New York, MAC/2017/072. © Attilio Maranzano. Courtesy of Marina Abramovicć Archives Marina Abramovic by SIAE 2018

В экспозицию вошли фотографии, рисунки, видеоарт, объекты и инсталляции, а также были воссозданы ее самые известные перформансы – правда, их показывала не Абрамович, а художники, которых она выбрала и подготовила.

Основная тема, с которой работает Абрамович, – исследование пределов возможностей человеческого тела и его потенциала для творческого самовыражения. На протяжении 50 с лишним лет инструментом художницы является ее собственное тело, над которым она ставит порой шокирующие эксперименты, – но в нарциссизме Марину упрекнуть не получится. «Я хочу, чтобы мою работу зритель воспринимал как зеркало, в котором отражается он сам. Я хочу, чтобы он видел не меня, а себя – это принципиальная для меня вещь», – записала она в 1991 году в дневнике.

В Палаццо Строцци можно было увидеть записи и реинактменты перформансов «Ритм 10» 1973 года, в котором она резала себе пальцы перочинными ножами, жуткий «Ритм 0» 1974 года, в котором неподвижно стоящая в течение нескольких часов художница позволила посетителям галереи делать с собой всё, что заблагорассудится; словно почуявшие свежую кровь хищники, поначалу вполне интеллигентные зрители едва не убили Марину, – эксперимент по обнаружению звериного начала в распоясавшейся толпе прошел на ура, но после она обнаружила у себя прядь седых волос.

Выставка Марины Абрамович
Марина Абрамович и Улай. Перформанс «Энергия покоя», 1980. Видео 4 мин. 4 сек. LIMA Foundation, Амстердам. Courtesy of Marina Abramovic Archives and LIMA, MAC/2017/034. © Ulay/Marina Abramovic. Courtesy of Marina Abramovic Archives. Marina Abramovic by SIAE 2018

Ретроспектива включала работы, созданные Абрамович совместно с ее бывшим партнером художником Улаем: Impronderabilia 1977 года, а фургон Citroёn, в котором они жили и путешествовали по Европе с 1975 по 1980 годы, был установлен во внутреннем дворике Палаццо.

Выставка Марины Абрамович
Марина Абрамович и Улай. Видеоинсталляция «Отношения в движении. Фургон», 1975–1980. Лионский музей современного искусства. Courtesy of Marina Abramovicć Archives. Marina Abramovicć by SIAE 2018

Две работы – фото «Amina Mundi/Пьета» 1983 года и видео «The Kitchen V, Carrying the Milk» 2009-го демонстрировались за пределами Палаццо Строцци – в Музее Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре.

Выставка Марины Абрамович
Марина Абрамович и Улай. «Anima Mundi. Пьета», 1983–2002. Цветной принт. © Marina Abramovic and Ulay. Courtesy of Marina Abramovic Archives and Galleria Lia Rumma Milano/Napoli

Тем, кто на выставку не попал, но хочет лучше понять творчество Марины Абрамович, советуем почитать вышедшую в 2016 году ее автобиографию «Walk Through Walls» («Проходя сквозь стены») и дневники художницы («Marina Abramovic: Writings 1960–2014»).

 

МАРИНА АБРАМОВИЧ. МАНИФЕСТ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Выставка Марины Абрамович
Марина Абрамович. Портрет с золотой маской, 2009. Видео 30 мин. 5 сек. LIMA Foundation, Амстердам. Courtesy of Marina Abramovic. Archives e LIMA, MAC/2017/062. © Marina Abramovic . Courtesy of the Marina Abramovic Archives
Правила жизни художника:

Художник не должен лгать ни себе, ни другим

Художник не должен красть идеи у других художников

Художник не должен идти на компромиссы ни с самим собой, ни в угоду арт-рынку

Художник не должен убивать других людей

Художник не должен превращать самого себя в идола

Художник не должен превращать самого себя в идола

Художник не должен превращать самого себя в идола

Отношение художника к любви:

Художнику не следует влюбляться в другого художника

Художнику не следует влюбляться в другого художника

Художнику не следует влюбляться в другого художника

Отношение художника к эротике:

Художнику следует развивать умение смотреть на мир через призму эротического

Художник должен быть эротичным

Художник должен быть эротичным

Художник должен быть эротичным

Отношение художника к страданию:

Художник должен страдать

Чем сильнее страдания – тем лучше работа

Страдание приносит трансформацию

Страдание возвышает дух художника

Страдание возвышает дух художника

Страдание возвышает дух художника

Отношение художника к депрессии:

Художник не должен пребывать в депрессии

Депрессия – это болезнь, и ее нужно лечить

Депрессия не является для художника продуктивной

Депрессия не является для художника продуктивной

Депрессия не является для художника продуктивной

Отношение художника к самоубийству:

Самоубийство – это преступление против жизни

Художник не должен кончать жизнь самоубийством

Художник не должен кончать жизнь самоубийством

Художник не должен кончать жизнь самоубийством

Отношение художника к вдохновению:

Художник должен заглядывать глубоко внутрь себя и черпать там вдохновение

Чем глубже он всматривается в себя, тем более всеобъемлющим становится. Художник – это вселенная

Художник – это вселенная

Художник – это вселенная

Отношение художника к самоконтролю:

Художник не должен стараться контролировать свою жизнь

Художник должен всецело контролировать свою работу

Художник не должен стараться контролировать свою жизнь

Художник должен всецело контролировать свою работу

Отношение художника к ясности:

Ясность означает умение воспринимать

Ясность означает умение отдавать

Ясность означает умение получать

Ясность означает умение воспринимать

Ясность означает умение отдавать

Ясность означает умение получать

Отношение художника к символам:

Художник сам создает собственные символы

Символы – язык художника

Этот язык нужно впоследствии дешифровать

Иногда трудно подобрать ключ к шифру

Иногда трудно подобрать ключ к шифру

Иногда трудно подобрать ключ к шифру

Отношение художника к тишине:

Художник должен понимать тишину

Художник должен создать вокруг себя пространство, чтобы тишина вошла в его работу

Тишина – это остров посреди бушующего океана

Тишина – это остров посреди бушующего океана

Тишина – это остров посреди бушующего океана

Отношение художника к одиночеству:

Художник должен подолгу оставаться в одиночестве

Одиночество чрезвычайно важно

Вдали от дома

Вдали от студии

Вдали от семьи

Вдали от друзей

Художник должен много времени проводить у водопадов

Художник должен много времени проводить у действующих вулканов

Художник должен подолгу смотреть на реки с быстрым течением

Художник должен подолгу смотреть на горизонт, где океан встречается с небом

Художник должен подолгу смотреть на звездное ночное небо

Отношение художника к работе:

Художник не должен каждый день ходить в студию

Художник не должен работать по расписанию, как банковский служащий

Художник должен изучать жизнь и только тогда приступать к работе, когда идея придет к нему во сне или наяву как удивительное прозрение

Художник должен избегать самоповторов

Художник не должен создавать слишком много работ

Художник не должен засорять мир своим искусством

Художник не должен засорять мир своим искусством

Художник не должен засорять мир своим искусством

Имущество художника:

Буддийские монахи советуют человеку иметь  всего 9 вещей:

Один летний балахон

Один зимний балахон

Одну пару обуви

Одну простую миску для пищи

Одну москитную сетку

Один молитвенник

Одну циновку для сна

Один зонтик

Одну пару очков, если они необходимы

У художника должно быть как можно меньше личных вещей

У художника должен быть максимальный минимум вещей

У художника должен быть максимальный минимум вещей

У художника должен быть максимальный минимум вещей

Друзья художника:

Художник должен дружить с теми, кто его воодушевляет

Художник должен дружить с теми, кто его воодушевляет

Художник должен дружить с теми, кто его воодушевляет

Враги художника:

Враги очень важны

Далай-лама говорит, что очень легко испытывать сострадание к друзьям, и очень сложно – к врагам

Художник должен учиться прощать

Художник должен учиться прощать

Художник должен учиться прощать

Различные сценарии смерти:

Художник должен помнить о том, что он смертен

Для художника чрезвычайно важным является не только то, как он живет, но и то, как он умирает

Художник должен замечать в своих работах символы, которые могут означать различные сценарии смерти

Художник должен умереть в сознании и без страха

Различные сценарии похорон:

Художник должен оставить указания относительно своих похорон, чтобы всё было сделано согласно его воле

Похороны – это последнее произведение художника перед уходом

Похороны – это последнее произведение художника перед уходом

Похороны – это последнее произведение художника перед уходом.

 

Текст:  Анна Пашина

Фото предоставлены пресс-службой Fondazione Palazzo Strozzi

ELITE Interior, # 2/148 февраль 2019

 

Написать комментарий