КОСМИЧЕСКАЯ СВОБОДА
Фото: Mary McCartney

31 марта 2016 года в возрасте 65 лет ушла из жизни легендарная Заха Хадид – одна из самых влиятельных архитекторов современности, неоднократно побеждавшая в конкурсах со своими неофутуристическими проектами. Ей удалось переломить традиции: женщина-мусульманка, автор воспринимаемых многими в штыки идей, сумела стать законодательницей трендов в мировой архитектуре. На счету компании Zaha Hadid Architects 950 реализованных проектов в 44 странах. Начиналось же все с математики – восемнадцатилетняя Заха, изучая эту науку в Бейрутском американском университете, более всего увлекается геометрией: «Именно в то время меня стало привлекать, и привлекает до сих пор, сочетание логики и абстракции».
Текст: Алла Гоян
ФОТО: © Zaha Hadid Architects

Заха Хадид – первая женщина-архитектор, получившая престижную Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской премии в области архитектуры). Торжественная церемония награждения состоялась в Государственном Эрмитаже в 2004 году. А осенью 2015 года в стенах музея прошла одна из последних персональных выставок Захи Хадид, на которой она, как будто подводя итоги, представила работы разных периодов, отражающие творческий путь этого архитектора космического масштаба. Да, действительно, ее творения – начиная от ранних теоретических изысканий (таких как проект спортивного клуба «Пик» в Гонконге) и заканчивая совершенно фантастическими реализованными проектами, – вызывают ощущение космической безграничности человеческих возможностей и торжества свободы. Пожалуй, желание свободы и точное знание, как ей распорядиться, и были основной движущей силой Захи Хадид, позволившей ей добиться такого уровня признания в герметичном мужском архитектурном мире, когда похвала «как у Хадид» стала высшей оценкой креативности. В своей статье «Быть арабом и женщиной – палка о двух концах», напечатанной в 2012 году в Guardian, Хадид писала: «Я преодолела барьеры, но это была долгая борьба. Это сделало меня более жесткой и точной – и может быть, это отражается в моей архитектуре. Женщине в архитектуре нужна уверенность». А роль архитектора она видела в создании благополучной среды: «Часть работы зодчества – сделать так, чтобы люди чувствовали себя хорошо в тех местах, где мы живем, ходим в школу или работаем».
КОСМИЧЕСКАЯ СВОБОДА Слева: Здание завода BMW, Лейпциг. Фото: Helene Binet
Справа: Пожарная  часть  мебельной  компании  Vitra  в  Вайле-на-Рейне, напоминающая самолет «Стелс» – одна из первых реализованных разработок Захи Хадид. Фото: Christian Richters

Здания, созданные по ее проектам, – как сны об инопланетной жизни, где нет строгих рамок геометрии, законов физики и привычных земных требований целесообразности. Они словно «текут», живут, растут – но не стоят, как положено домам. Визуальная усложненность, невообразимые пространственные формы и несоответствие окружающей городской среде (воспринимающееся зачастую как агрессия), характерны для деконструктивизма, к представителям которого причисляют Заху Хадид. Источником вдохновения для этого направления служил советский конструктивизм 20­х годов XX века, и ранний период творчества Хадид отмечен сильным увлечением русскими авангардистами – Татлиным, Лисицким, Малевичем. Дипломная работа Хадид в  Архитектурной ассоциации в Лондоне, где она училась с 1972 по 1977 год у Рэма Колхаса, называлась «Тектоник Малевича». Это был проект многоэтажной гостиницы над Хангерфордским мостом через Темзу. По окончании учебы она работала у своего учителя – в бюро ОМА, а через два года основала в Лондоне собственную студию Zaha Hadid Architects. Признание пришло в конце 90­х, а по-настоящему востребованными ее идеи стали после участия архитектора в строительстве Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, открывшегося в 2003 году.
КОСМИЧЕСКАЯ СВОБОДАСлева: Горный  Музей Месснера – Corones. Фото: Inexhibit
Справа: Центр водных видов спорта, Лондон. Фото: Hufton  +  Crow

Здания Хадид не только заявляют о правомерности существования объектов из области научной фантастики – они прямое доказательство их жизненности, и в одном из интервью она подчеркивала, как недолог путь от зарождения фантастического замысла до реализации фантома в жизнь. Наиболее известные воплощенные проекты – пожарная станция компании Vitra (1993­99), Зона Разума под Куполом Миллениума в Лондоне (1999), терминал и автостоянка в Страсбурге (2001), знаменитый альпийский лыжный трамплин и сверхсовременный фуникулер в Инсбруке (2002). Последние работы архитектора – здание завода BMW в Лейпциге, университетский городок «Спиральная башня» в Барселоне, комплекс «Танцующие башни» в Дубае, небоскреб «Лилиум Тауэр» в Варшаве. За проект Центра Гейдара Алиева в Баку, открытого в 2012 году, Хадид была вручена премия «Дизайн года» Британского Музея Дизайна. В том же 2012 году Заха Хадид была удостоена звания Дамы-командора Ордена Британской империи.
КОСМИЧЕСКАЯ СВОБОДАЦентр Гейдара Алиева, Баку. Фото: Hufton+Crow

Рэм Колхас сказал, что его ученица «создала свой собственный архитектурный язык»,  а исполнительный директор Притцкеровской премии Билл Лейси отметил: «Она придумала и усовершенствовала словарь, который меняет границы искусства архитектуры». Кроме архитектуры, Заха Хадид прославилась и как дизайнер. Произведения Захи Хадид хранятся в Музеях современного искусства в Нью-Йорке и Сан-Франциско, Музее архитектуры во Франкфурте. Самый знаменитый эксперимент в жанре инсталляции – оформленная архитектором экспозиция русского авангарда «Великая утопия» в нью-йоркском музее Гуггенхайма (1992). Сценические декорации, интерьеры, коллекции обуви и мебели, проекты яхт и автомобилей, картины и рисунки – все это, как и ее необыкновенные здания по всему миру, создано в узнаваемом стиле Хадид, ключевым понятием которого является свобода – творческая, ментальная, личностная. 

Полностью материал читайте в выпуске журнала ELITE Interior №122 июнь 2016

Написать комментарий