ЖИВАЯ ИСТОРИЯ
Фабрицио Плесси

Фабрицио Плесси живет в Венеции и давно уже стал частью этого великого, прекрасного, артистичного города. В Венеции он учился в Академии изящных искусств, где позже преподавал на кафедре живописи. 14 раз принимал участие в Венецианской биеннале искусств – первые работы были выставлены в 1970 году, в экспериментальном павильоне XXXV выпуска биеннале. На счету 78-летнего мастера более 500 персональных выставок в крупнейших музеях мира.

Сегодня Фабрицио Плесси, причисляемый к патриархам видеоарта и классикам искусства, полон энергии и замыслов. Термин «видеоскульптура», придуманный им для своих произведений, как нельзя лучше отражает суть экспериментальных, созданных с привлечением современных технологий работ. Особое место в творчестве художника занимают природные первоэлементы: вода, огонь, камень, воздух. Так, в рамках Венецианской биеннале 2001 года он превратил фасад Музея Коррер на площади Сан-Марко в арену своеобразного танца пламени и воды. Неудержимый водный поток – пожалуй, наиболее частый рефрен любой видеоработы Плесси. На выставке «Душа камня», проходившей в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 5 июня по 5 августа, стихии воды отведена отдельная часть экспозиции. В инсталляции «Катящиеся камни» (Rolling Stones), метафоре фрески из зала гигантов в Палаццо Те в Мантуе, он футуристически осмысляет битву титанов с богами. Обращение к мифологическому сюжету не случайно: идея, что классика всегда существует в диалоге с современностью и наоборот, новаторство неразрывно связано с переосмыслением прошлого, стоит у истоков всех художественных поисков Плесси. Эта тема отчетливо прослеживается и в миссии ГМИИ им. А.С. Пушкина, и именно она легла в основу 16 видеоинсталляций «Душа камня». В диалоге, выстроенном с музейным пространством, Плесси соединяет прошлое – бесценное наследие античности – с будущим, которое воплощают высокие технологии. А в результате зритель оказывается в точке пересечения вчера и завтра – то есть в проживаемом нами настоящем. Выставка, по словам самого маэстро, интерпретирует мысль Микеланджело о том, что скульптура уже «лежит» внутри мрамора, а художнику остается только вынуть ее из камня. Будучи художником, работающим с технологиями, Плесси решает, что именно видеоскульптура будет самой правильной иллюстрацией рождения скульптуры классической.

Выставка, по словам самого Фабрицио Плесси, интерпретирует мысль Микеланджело о том, что скульптура уже «лежит» внутри мрамора, а художнику остается только вынуть ее из камня

Фабрицио Плесси, художник:
Вы видите каменный блок, из которого благодаря экрану «выходит» изображение – душа камня, а затем оно материализуется в скульптуру. Поистине поразительна мысль о том, что произведение искусства существует в своей еще не тронутой художником материальной основе. Творческое чутье и созидательная сила, словно нить Ариадны, ведут мастера к сердцу будущей работы. Сегодня на этот путь нас могут вывести даже такие элементы повседневности, как металлодетекторы, позволяющие увидеть нечто «иное» и прежде недоступное, проникнуть в ту первичную сферу искусства и постичь всю ее магию и глубину. Эти новые технологии, на деле тесно связанные с человеческой природой, слегка, но все же ощутимо касаясь поверхности камня, открывают нам его душу.

ЖИВАЯ ИСТОРИЯ
Фабрицио Плесси. Rolling Stone. 2009. Видеоскульптура. Предоставлено художником

Джузеппе Барбьери, куратор выставки, профессор истории современного искусства, глава факультета философии и культурного наследия в Венецианском университете Ca’ Foscari (Ка Фоскари):
Инсталляция «Катящиеся камни» (Rolling Stones) – это «отражение отражений отражений». В основе лежат «Метаморфозы» Овидия, в самом начале которых рассказывается о битве богов Олимпа с титанами. Одними из читателей Овидия были мантуанские герцоги Гонзаго, которые попросили живописца и архитектора Джулио Романо изобразить низвержение титанов в фресках Палаццо Те, построенного в 1525 году по его же проекту. Фабрицио Плесси взял некоторые ключевые элементы фрески: бурлящие потоки, затопляющие те места, где титаны вырывали из земли камни, бьющиеся о воду камни. Перевернутые столы – это своеобразные зеркала истории. И мы видим, что древнеримский текст, созданный более 2000 лет назад, фреска 500-летней давности и современная инсталляция вместе, отражаясь одно в другом, рассказывают нам о неумолимо бегущем времени. И каждый, кто видит инсталляцию, сам и по-своему завершает этот круг времени.ЖИВАЯ ИСТОРИЯСильвия Бурини, куратор выставки, профессор истории русского искусства и современного искусства в венецианском университете Ca’ Foscari (Ка Фоскари), директор Центра изучения культуры России (CSAR):
Фабрицио затрагивает очень важную точку современного искусства – это проблема копии и оригинала. И мне кажется, то, чем он занимается, – это перевод, который Р.О. Якобсон назвал интерсемиотическим. Классическая скульптура преобразуется в видеоскульптуру. Важно понимать, что слепки из Цветаевской коллекции, которые мы здесь видим, уже не просто копии – они новые оригиналы. Как и римские скульптуры – это не копии греческих, а новые оригиналы. У них другая жизнь и другая память – память истории.ЖИВАЯ ИСТОРИЯМарина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
Мне кажется очень важным впускать в классический музей современность – без этого просто нет искусства, оно покрывается пылью, а вокруг чувствуется запах тлена. А мы хотим чувствовать запах живой жизни. Фабрицио Плесси – именно тот человек, с которым в данный момент мы связываем ту самую живую жизнь. Он из тех, кто никогда не боится быть экспериментатором, и он осуществил абсолютно наш, соответствующий идеям музея, проект. Поэтому его композиции в соседстве с классическим искусством не выглядят чуждыми, а стали частью экспозиции. Мне приятно сказать, что ГМИИ – одно из мест, где Фабрицио чувствует себя абсолютно органично, можно сказать, он является художником нашего музея. Недавно Пушкинский начал собирать новую коллекцию, связанную с медиаискусствами и видеоартом, и Фабрицио Плесси щедро пополнил ее своей замечательной видеоработой из проекта «Вертикальное море», начатого в 1995 году.

Материал подготовила Алла Гоян
Фото предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина и Фабрицио Плесси

ELITE Interior | #7-8/143 июль-август 2018

Написать комментарий

Language »